Может ли проклятье убить человека? Женщина из племени маори съела особый фрукт, не зная, что он пришел из "запрещенного" места. Когда она узнала, что осквернила это святое место, она была в ужасе и воскликнула, что дух этого места обязательно придет, чтобы убить ее. На следующий день она умерла.
Это не легенда. Случаи внезапной смерти в результате проклятия, нарушения священного запрета, нарушения племенного табу были зафиксированы в середине 20-го века американским физиологом, неврологом и психологом Уолтером Кэнноном. Это явление было названо смертью вуду. Аналогичные случаи наблюдались в различных частях мира - от Южной Америки до Африки, Австралии, Новой Зеландии, тихоокеанских островов и Гаити.
Возможно ли, что проклятие может убить человека?
Явление внезапной смерти обычно происходит в племенных общинах, где глубоко укоренилась вера в силу духов и местных богов и специфические шаманские практики или магические ритуалы. Событием, вызывающим такую смерть, является информация о том, что данный человек был проклят, или нарушение запрета или обычаев, глубоко укоренившихся в племенном сознании.
Общим элементом всех дел о смерти вуду является убеждение жертв за то, что они должны умереть. Обычно друзья и родственники жертв, которые также верили в заклинание, начинают обращаться с проклятым человеком как с умирающим. Проклятый человек, ошеломленный страхом и ответственностью, часто отказывается брать пищу и воду и умирает в течение 24-48 часов.
Смерть вуду - это крайний пример психологического эффекта, называемый ноцебо (противоположный плацебо). Он состоит в том, чтобы поддаться негативному внушению и действовать в соответствии с механизмом самореализующегося пророчества.
Что говорит наука о смерти Вуду?
В научном мире предпринимались попытки объяснить это явление двумя способами.
Уолтер Кэннон утверждал, что смерть вуду является результатом чрезмерной активности симпатической нервной системы (отвечающей за кровоснабжение внутренних органов и мобилизацию организма), которая отвечает за реакцию на стресс.
В этом свете человек, на которого упало проклятие, становится неестественно нервным, и в результате чрезмерной стимуляции симпатической системы его кровеносные сосуды сокращаются настолько, что они повреждаются, приводя к летальному исходу при падении кровяного давления.
Другой исследователь, Курт Ритчер, утверждал, что смерть наступила в результате чрезмерной активности парасимпатической нервной системы (системы, подавляющей функции организма). В своей концепции, жертва проклятья, осознает его серьезность и последствия, и в некотором смысле сдается.
Исследователь придумал возможное объяснение этому явлению, случайно исследовав адаптацию крыс к плаванию. Обычно крысы могут плавать в теплой, грубой воде в течение 48 часов и более. Курт Рихтер обнаружил, что если отрезать усы перед тем, как положить их в воду, животное запаникует и через минуту начнет тонуть.
Вскрытие показало, что крысы не тонули, а умерли от остановки сердца. Ученый обнаружил, что в результате шока крысы были слишком сильно простимулированы, и когда они не смогли найти решение проблемы, сработал обратный механизм - переактивация парасимпатической системы, что в конечном итоге могло привести к полной остановке сердца.
Чтобы доказать свою теорию, ученый несколько раз клал крысу в воду, а затем через некоторое время доставал ее. Затем он отрезал животному усы и выбросил крысу обратно в воду. Это животное успешно плавало в течение многих часов в воде.
Тот факт, что животное спасали несколько раз в прошлом, сделал крысу устойчивой к стрессу, ограничив ее важное чувство ориентации, и освободил от ужасающего страха внезапной смерти.
Оба учёных сделали свои предположения в области теории, непосредственно не исследуя жертв психофизиологической смерти, но, по мнению большинства учёных, Уолтер Кэннон может быть ближе к истине.
Двое ученых из Гарварда, этноботаник Уэйд Дэвис и кардиолог Регис ДеСилва, также внимательно изучили ситуацию. Они оба выступают против использования термина "смерть вуду", поскольку он подразумевает западный протекционизм против примитивных культур. В ответ они предлагают термин "психофизиологическая смерть".
Эти ученые выдвинули гипотезу, что эти случаи являются драматическими вариациями так называемой "внезапной сердечной смерти". Появляется в результате чрезвычайно острого стресса (т.е. стимуляции симпатической системы), который вызывает избыточную фибрилляцию желудочков и приводит к быстрой ишемии.
Последняя теория может объяснить возникновение психофизиологической смерти у людей, которые уже испытали на себе негативные изменения в сердечно-сосудистой системе. Но это до сих пор не объясняет распространенность смерти вуду среди молодых людей с очень низкой вероятностью сердечно-сосудистых заболеваний.
В этом свете смерть вуду подтверждает силу культурных верований, которые Дэвис и ДаСилва изложили в одном предложении: "Если вера исцеляет, то вера тоже может убивать".