Найти тему
Mankind

Христиан Гюйгенс

(1629-1695) Выдающийся нидерландский учёный, механик, первооткрыватель. Изобретатель карманных часов, предвестник Ньютонаи исследователь Сатурна.

Христиан родился в Гааге в семье философа и политика Константина Гюйгенса — того самого мецената, который подарил миру Рембрандта. Частым гостем в их доме был друг Константина Рене Декарт, поэтому не удивительно, что юный Христиан быстро впитал не только научное мышление Декарта, но и тягу к математике. Уже в 16 лет Христиан Гюйгенс поступил в Лейденский университет — одно из лучших учебных заведений Европы. Через два года, в 1647-м, он перешёл в университет города Бреда, где продолжил изучение математики и права.

Первый научный труд Гюйгенс написал в 1651 году, опубликовав работу «Рассуждения о квадратуре гиперболы, эллипса и круга». В это же время Христиан увлёкся астрономией и вместе со своим братом переделал домашний телескоп, добившись почти стократного увеличения. Этого хватило, чтобы в 1655 году сделать то, что не смог Галилей: Гюйгенс рассмотрел и подробно описал кольца Сатурна и его спутник Титан, а через четыре года опубликовал труд, в котором рассматривалась вся система этой планеты в целом.

Однако не только космос привлекал Христиана в этот период. Конец 1650-х выдался для нидерландского исследователя очень успешным. В 1657 году он получил патент на конструкцию маятниковых часов, без которой не было бы механических хронометров — через 18 лет после этого Гюйгенс оформит новый патент, на этот раз на изобретённые им карманные часы.

В том же 1657-м Гюйгенс, независимо от Пьера Ферма и Блеза Паскаля, издал небольшой труд «О расчётах в азартной игре», в котором сформулировал основы зарождающейся теории вероятностей. В 1659 году учёный спроектировал первый в истории «Волшебный фонарь» — устройство для проекции изображений на плоскость, ставшее предком не только диафильмов и слайд-машин, но и всего кинематографа в целом.

зарисовки Гюйгенса для первого «Волшебного фонаря», 1659 год
зарисовки Гюйгенса для первого «Волшебного фонаря», 1659 год

В 1661 году Гюйгенс был приглашён в Англию, где помогал местным учёным в их исследованиях. В этом же году вместе с лондонскими астрономами он зафиксировал транзит Меркурия по диску Солнца, в следующем году он увлёкся музыкой и написал несколько статей по теории созвучий, которые так и не были опубликованы. В 1663 году его даже пригласили в Лондонское королевское общество — Гюйгенс стал его первым иностранным членом.

В 1665 году по приглашению министра финансов Франции (а по факту, главы правительства) Жана-Батиста Кольбера Гюйгенс переехал в Париж. Через год он стал президентом только что образованной Парижской академии наук. В 1673-м Гюйгенс познакомился с молодым Готфридом Лейбницем и стал обучать его математике, а затем стал ментором будущего великого учёного. В том же 1673 году Христиан издал свой монументальный труд «Маятниковые часы, или геометрические доказательства, относящиеся к движению маятников». Пусть вас не смущает скромное название — в своём трактате Гюйгенс на примере маятников изложил фундаментальные законы механики, которые в дальнейшем пригодились Исааку Ньютону.

В 1678 году — за 26 лет до публикации «Оптики» Ньютона — Гюйгенс изложил Парижской академии наук свою волновую теорию света и рассказал об открытии поляризации света. Позже, в 1690-м, был издан «Трактат о свете», в котором описывались открытия нидерландского учёного.

Однако в обычной жизни, за пределами научного мира, Гюйгенс был не очень счастлив. В 1681 году он был вынужден вернуться в Гаагу из-за депрессивного расстройства и остался там до конца своей жизни. Учёный умер в 1695 году, так и не увидев завершения своей последней работы: лишь через три года после его смерти был издан философский трактат «Космотеорос», в котором Гюйгенс рассуждал о множественности миров и инопланетной жизни.

Автор: Денис Божинский