В первой части статьи говорилось о применении самолетов дальней авиации в качестве фронтовых бомбардировщиков летом-осенью 1941 года днем и часто без истребительного прикрытия.
Попробуем проиллюстрировать данный факт архивными документами, первый из которых дает повод задуматься о готовности частей ВВС Красной армии в западных округах к войне вообще и о выполнении директивы от 18.06.1941 (о приведении войск в боевую готовность) в частности.
Боевое донесение штаба 223 дбап
Описывает период с 23.06.1941 по 23.06.1941 г. Боевые донесения, оперсводки. № документа: 1, Дата создания документа: 23.06.1941 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 22474а, Опись: 0761268, Дело: 0006, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 223 дбап, майор Кудин, майор Говоруха
Итак ПОДНЯТЫЙ ПО ТРЕВОГЕ полк (аэродром Карачев в Брянской обл) с 11 до 21 часа 22.06.41 занимается рассредоточением самолетов, которое закончено к 20.00. Уже целый день идет война. А личный состав занимается "маскировкой построек" , "склеиванием карт" и роет окопы. Однозначно, что значительная часть указанных в документе мероприятий должна была уже быть выполненной, если бы полк получил соответствующий приказ хотя бы 20-го числа. Рассуждения о том, была ли эта самая директива в реальности и куда делся ее оригинал (и кто его изъял, а также почему), выходят за рамки данной публикации. Можно твердо сказать одно: конкретно 223 ДБАП приказа о приведении части в боевую готовность до 22.06.1941 не получал.
Следующий такой же документ (за 24.06.41) еще раз этот вывод подтверждает. Второй день войны, однако в полку все еще проводят переучивание на ДБ-3Ф и отрабатывают "вопросы оповещения личного состава и занятия им своих мест". При этом боеготовых экипажей 11, но только для действий днем и в простых метеоусловиях. Следует отметить, что 223-й дальний бомбардировочный авиационный полк сформирован на аэродроме Карачев в сентябре 1940 года( на основании Постановления СНК №1344-524сс от 25 июля 1940 года), времени для освоения новой и весьма "сырой" матчасти молодым летчикам действительно могло не хватить, но тогда что полк делал в таком виде на фронте?
Очень скоро размеренная жизнь нарушится, ведь уже в октябре немцы займут Карачев. Но еще в конце июня-начале июля 1941 года в оперативных сводках штаба полка все время повторяется фраза "полк боевых вылетов не производил", личный состав периодически привлекается к обслуживанию самолетов Ил-2, взлетающих с того же аэродрома на штурмовку вражеских войск.
Боевое донесение штаба 223 дбап
Описывает период с 23.06.1941 по 23.06.1941 г. Боевые донесения, оперсводки. № документа: 1, Дата создания документа: 23.06.1941 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 22474а, Опись: 0761268, Дело: 0006, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 223 дбап, майор Кудин, майор Говоруха
С середины июля полк начинают привлекать к нанесению ударов по продвигающимся вглубь нашей территории механизированным и танковым колоннам противника.
Представляет интерес следующий документ : Боевое донесение штаба 223 дбап за 8 августа 1941 года. (фото внизу).
Он с одной стороны демонстрирует слабую подготовку личного состава (ведущий потерял ориентировку в дневном полете над своей территорией), а с другой опровергает известную легенду о беззащитности Ил-4 перед вражескими истребителями - звено из трех бомбардировщиков без потерь отбило огнем бортового оружия атаку 4 истребителей противника. Однако огонь зенитной артиллерии немцев оказался для Илов губительным - один взорвался в воздухе, другой был подбит и сбросил бомбы в поле, после чего экипаж покинул самолет. В тоже время определенный контроль за обстановкой пока сохраняется - сбитый 27 июля экипаж 8 августа возвращается в полк поездом, а о погибших членах экипажа ведущего Ил-4 получены точные данные о захоронении местными жителями.
В целом же стандартная формулировка в отчетах и донесениях за этот период "до сих пор на аэродром не вернулся, о судьбе экипажа ничего неизвестно". Иногда экипажи умудрялись вернуться в свою часть, пережив обстрелы, отход вместе с наземными войсками, переправы под огнем и враждебное отношение со стороны бдительных бойцов и командиров. Пример такого счастливого исключения был обнаружен автором в данном донесении.
Донесение от стрелка-радиста 223 дбап мл. сержанта Белоусова А.К. майору Говоруха
Описывает период с 27.07.1941 по 27.07.1941 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 07.08.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 22474а, Опись: 0761268, Дело: 0006, Лист начала документа в деле: 57 Авторы документа: 223 дбап, капитан Быко
Менее счастливый эпизод описан в рапорте единственного уцелевшего летчика сбитого Ил-4 из 223 ДБАП (см ниже). Штурман погиб, сбив перед этим истребитель противника из носовой огневой точки, стрелки также скорее всего были убиты (не отвечали), самолет горел, сбить пламя скольжением не удалось и последний член экипажа покинул обреченную машину на высоте 250 метров.
223 ДБАП был явно не лучшим среди авиачастей подобного назначения. Однако в ВВС Красной Армии были и хорошо подготовленные полки дальних бомбардировщиков, пилоты которых имели боевой опыт (война с Финляндией) и могли выполнять задачи ночью и днем в различных метеоусловиях. Были и альтернативы Ил-4 - в частности "невезучий" Ер-2.
История создания этого самолета достойна написания отдельной статьи и в двух словах не уместится. Скажу лишь, что Ер-2 имел существенно лучшее оборудование для "слепых" полетов, устанавливался даже автомат курса (это еще не автопилот, но все же) и был проще и удобней в пилотировании, чем Ил-4, при заметно большей бомбовой нагрузке. Срыв выпуска этого бомбардировщика в 1940-41 году на 90% заслуга заводов- изготовителей и их администрации, заботящейся в первую очередь о собственных "показателях" и сохранении собственных должностей, при этом реально неспособных организовать выпуск новой техники.
Немногие пригодные для боевой работы Ер-2 передавались в лучшие полки - сначала в 420-й, а затем в 421-й.
421 ДБАП создавался для решения особых задач в глубоком тылу противника (такие же самолеты из состава 81 АД бомбили в частности Берлин), однако обстановка на фронте вынуждала использовать немногочисленные машины дальней авиации с опытными, специально отобранными экипажами в качестве дневных фронтовых бомбардировщиков - бомбить переправы и мосты, колонны наступающих немецких танков без истребительного сопровождения. Разумеется, потери были высокими. Для уменьшения риска перехвата применялся вариант бомбового удара из-за облаков по расчету времени или в просвет между облаками, благо высокая квалификация летчиков и штурманов это позволяла.
Данные штаба 421 дбап
Описывает период с 18.09.1941 по 18.09.1941 г. Боевые донесения, оперсводки. Дата создания документа: 18.09.1941 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20004, Опись: 0000001, Дело: 0002, Лист начала документа в деле: 112
241-й полк наносит 19.09.41 удары отдельными машинами (1-2) по скоплениям войск противника в районе Демьянска, потерь не несет, однако дальние бомбардировщики используются неэффективно и явно не по назначению. Целями для ударов становятся любые более менее крупные скопления транспорта или боевой техники, в результате чего силы полка распыляются, боевые возможности машин в полном объеме не используются.
Боевое донесение штаба 421 дбап
Описывает период с 19.09.1941 по 19.09.1941 г. Боевые донесения, оперсводки. Дата создания документа: 19.09.1941 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20004, Опись: 0000001, Дело: 0002, Лист начала документа в деле: 142
Авторы документа: 421 дбап
Одновременно полк наносит удары одиночными машинами или небольшими группами (звено) по ж/д узлам и станциям, в том числе в ночное время. В отчетах и боевых донесениях содержится описание атаки трех истребителей противника на одиночный Ер-2, в результате которой один вражеский самолет получил повреждения, остальные ушли. Еще раз получаем подтверждения, что рассказы современных "историков" про сотни сбитых советских бомбардировщиков не более чем выдумки.
В целом можно сказать, что несмотря на сложности с освоением матчасти (Ил-4, Ер-2), необходимость решать задачи мало подходящие для данного типа самолетов и отсутствие истребительного прикрытия, летчики дальних бомбардировочных полков ВВС Красной Армии внесли существенный вклад в срыв немецкого блицкрига летом-осенью 1941 года.