Изучение хронической физической агрессии (ХФА) среди людей включает очень широкий спектр тем, от изучения войн между странами до укусов малышей в детских садах. Причины и последствия ХФА среди людей и животных изучаются широким кругом специалистов, таких как антропологи, биологи, криминологи, этологи, историки, психологи, неврологи, философы, психиатры и хирурги.
Траектории развития ХФА
Первые проспективные продольные исследования с ежегодными оценками ХФА с детства до подросткового возраста показали удивительные результаты, особенно в отношении негативного влияния телевизионного насилия на ХФА детей. Если наблюдение за физической агрессией (ФА) на телевидении делает детей более физически агрессивными, то можно ожидать, что ХФА детей будет возрастать по мере взросления.
Однако результаты продольных исследований в Северной Каролине и Канаде показали, как это ни удивительно, значительное снижение частоты случаев физической агрессии с момента поступления в школу до подросткового возраста. Чтобы исключить гипотезу о том, что одна определенная группа детей с возрастом все чаще проявляет агрессию, в то время как большинство других снижают ее, для выявления различий в траекториях развития проводился анализ данных по траекториям развития.
Результаты показали, что ни одна определенная группа детей не прошла путь от низкой частоты ХФА в детстве до высокой частоты в подростковом возрасте. К числу тех, кто часто подвергается агрессии в подростковом возрасте, относятся те, кто часто подвергается агрессии в детстве. Эти результаты канадского продольного исследования были воспроизведены в Италии, Новой Зеландии и США.
Можно ли предотвратить ХФА?
Хотя понимание развития ХФА само по себе интересно, цель исследований, как правило, заключается в предоставлении информации, которая поможет предотвратить развитие хронических проблем физической агрессии и, возможно, снизить ее уровень среди людей.
Многочисленные механизмы, задействованные в ее развитии, позволяют предположить, что необходимо обратить внимание на многие факторы риска и защитные факторы. К ним относятся поведенческие проблемы родителей, функционирование семьи, взаимодействие сверстников, уход за детьми и школьная среда, а также биологические механизмы, связанные с функционированием мозга.
Однако одним из основных выводов этих исследований является то, что люди начинают применять ФА в раннем детстве, а дети, находящиеся на высокой траектории ФА в то время, с большей вероятностью будут поддерживать более высокую частоту физической агрессии во взрослом возрасте. Это, разумеется, говорит о том, что вмешательство в раннем детстве с большей вероятностью предотвратит хронические проблемы агрессии, чем последующие вмешательства. Это явно не новая идея. Эразм [1529 (1985)] хорошо изложил это в своем эссе об образовании:
"Мы должны быть особенно осторожны с нашими детьми в первые годы их жизни. Ибо на данном этапе их поведение определяется скорее инстинктом, чем разумом, чтобы они были в равной степени склонны к добру и злу - всегда легче забыть хорошие привычки, чем выучить плохие".
Однако мысль о том, что ФА и другое антиобщественное поведение усваивается из окружающей среды в основном в подростковом возрасте, привела ВОЗ к выводу, что агрессивное поведение начинается в подростковом возрасте и что эти агрессивные подростки не проявляли особой агрессии в детстве и не имели проблем поведения в раннем детстве. Результатом этих убеждений является то, что большинство экспериментов по предотвращению агрессивного или антисоциального поведения направлено на подростков.
В заключении
С точки зрения долгосрочной исторической перспективы дебаты о причинах агрессии, связанных с развитием, противопоставляют тех, кто поддерживает генетический механизм (природу), тем, кто поддерживает экологический механизм (воспитание). ФА человека начинается в конце 1 года жизни, достигает пика частоты перед поступлением в детский сад, а потом снижается до старости.
Появление ФА в первый год жизни позволяет предположить, что самые первые акты ФА человека - это спонтанные реакции на гнев (природу), а не имитация физической агрессии в их среде (воспитание). Очень высокая частота агрессии в раннем детстве и ее снижение на протяжении всей жизни также указывает на то, что существуют важные процессы созревания мозга, которые связаны с развитием способности контролировать ФА, и окружающая среда играет ключевую роль в обучении альтернативам использованию ФА для решения проблем.
Молекулярно-генетические исследования с животными и людьми, подтвердили важное генетическое влияние на использование ФА. Однако в последнее время эпигенетические исследования высветили важную роль, которую окружающая среда играет, начиная с зачатия, в экспрессии генов, влияющих на развитие и поведение мозга. Исходя из нынешнего уровня знаний, можно сделать вывод, что на развитие ХФА, оказывают влияние генетические и экологические факторы через многочисленные взаимосвязанные биопсихосоциальные каналы, начиная с зачатия.
Общий механизм, который можно предположить на основе последних биопсихосоциальных исследований, заключается в том, что взаимосвязанные биопсихосоциальные факторы, участвующие в развитии ХФА, являются, как правило, результатом процесса передачи инфекции от одного поколения другому в процессе селективного спаривания, генетического наследования и наследования физических и социальных условий среды, препятствующих развитию мозга и способствующих использованию ФА в качестве средства решения проблем.
Учитывая эти механизмы взаимодействия поколений и начало ФА в младенчестве, представляется очевидным, что профилактика должна начинаться как минимум на ранней стадии беременности и продолжаться в течение всего детства и подросткового возраста. Во многих случаях для прекращения передачи инфекции от одного поколения к другому может потребоваться более одного поколения.
Насколько нам известно, ни одно экспериментальное профилактическое вмешательство в отношении беременных женщин до сих пор не имело целенаправленной цели - снижения риска ХФА. Пожизненное благотворное воздействие профилактических мероприятий на семьи детей, подверженных высокому риску ХФА, может быть получено только в том случае, если на раннем этапе беременности будут инициироваться интенсивные мероприятия, которые будут проводиться на протяжении всего периода развития ребенка.
Основываясь на результатах исследований и ключевой роли материнского здоровья, образа жизни в развитии мозга в течение жизни плода и раннего детства, предполагается, что воздействие этих ранних профилактических мероприятий будет более значительным для девочек и эти последствия будут иметь еще большее влияние на следующее поколение детей.