Россияне ждут возвращения политики. И, как следствие, демократических перемен. Но первое, с чем предстоит столкнуться, будет пропаганда. «Политическая реклама» – другими словами.
Представим себе объяснительную записку. Политтехнолог пытается объяснить клиентам, что пропаганда – это хорошо! Какие аргументы там будут?
Уважаемые заказчики!
Позвольте обратить Ваше внимание на неоспоримые преимущества, которые дает использование методов «пропаганды» в конкурентной политической борьбе! Мы раскроем несколько секретов эффективной информационной компании, результатом которой будет победа Вашего кандидата на политических выборах!
Будем называть вещи своими именами. Пропаганда есть «продажа убеждений»! Она возникла в 1622 году как доктрина распространения католической веры. И время доказало ее эффективность. Сегодня католическая церковь по-прежнему остается самой популярной и массовой христианской организацией в мире.
Современный человек оказался в ситуации каждый день делать какой-то выбор из множества доступных вариантов. В этом мире разнообразной информации именно пропаганда пришла ему на помощь.
Как совершенно правильно пишет Э. Бернейс:
«в своем исконном смысле пропаганда была абсолютно легитимным видом деятельности», ведь «любое сообщество, имеющее сильные убеждения знакомит с ними окружающих».
И если кто-то считает, что у него есть истина, он обязан поделиться ею с другими. Пропаганда – это распространение убеждений, носители которых убеждены в их истинности и считают своей обязанностью знакомить со своей «истинной верой» всех остальных.
Пропаганда также означает, что «масштабное и эффективное распространение любой истины возможно только с помощью правильно организованных усилий».
Крупнейшие мировые компании («Кока-кола», «Проктер энд Гэмбл», «Дженерал Моторс» и другие) тратят гигантские деньги на рекламу, потому что уверены, что их товары и продукты – самые лучшие.
Пропаганда – это искреннее признание в своей вере, и любые злонамеренные, вводящие в заблуждения действия уже не являются пропагандой. И, значит, не может быть никаких сомнений в том, что пропаганда – это абсолютно позитивное явление. Реклама товаров и услуг – это всего лишь один пример пропаганды.
Обратимся к сфере политического действия. Каждый политик должен быть убежден, что его политическая деятельность делает мир лучше. Люди приходят в политику, чтобы нести людям позитивные изменения. И, значит, политики не могут обойтись без пропаганды.
Современный избиратель живет в обществе, где популярность политика зависит от СМИ. А благодаря Интернету «влиять на общественное мнение может и вовсе кто угодно».
И все-таки «право убеждать других и быть лидером в собственноручно созданной системе убеждений» должно принадлежать тому, кто убежден в своей миссии.
Политический лидер остается лидером при любых обстоятельствах. Все остальное сегодня делают технологии «связей с общественностью». Но если лидеру нужно донести свою точку зрения до аудитории. Только пропаганда может ему в этом помочь!
PS. Уточнить все детали и получить дополнительную информацию можно из книги: Бернейс Э. Пропаганда / Эдвард Бернейс; пер. с англ. И. Ющенко. – М.: Hippo Publishing, 2010. – 176 с.