Найти тему

Новые направления в исследовании поведенческих процессов: значение для социальной психологии

Оглавление

https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-4372151/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-4372151/

Большая часть современной психологии характеризуется когнитивной процессной ориентацией, в соответствии с которой многие ключевые явления постулируются как динамические процессы. Однако эмпирические процедуры, обычно используемые для изучения этих процессов, имеют ограниченную способность улавливать и сохранять их динамичный и последовательный характер.

Одна из целей настоящих исследований заключается в описании набора процедур, позволяющих идентифицировать и проследить входящую часть этих процессов, связанную с вводом информации.

Хотя исследования, использующие эти процедуры, становятся все более распространенными в других областях (например, потребительские и маркетинговые исследования), их влияние на психологические исследования было относительно незначительным. Особенно это касается исследований в области социальной психологии.

Вторая цель заключается в описании новых разработок, которые делают эти процедуры пригодными для решения более широкого круга психологических явлений и проблем, чем это было до сих пор.

Суждение и принятие решений

Обе цели облегчаются благодаря сосредоточению внимания на двух фундаментальных областях исследований, а именно:

  • общественное суждение
  • принятие социальных решений.

Суждения формируют основу многих областей социально-психологического содержания, включая суждения о привлекательности, впечатлениях других людей, суждения о предпочтениях и установках, атрибутах причин поведения.

Принятие социальных и поведенческих решений изучалось в таких контекстах, как формирование поведенческих намерений, принятие альтруистических решений, решение присяжных заседателей, дискриминационные решения и т.д.

Соответственно, вопросы, рассматриваемые в исследованиях, должны вызывать широкий интерес у социальных психологов.

Традиционно исследования общественного суждения включали в себя представление субъектам стимулов, а затем сбор их ответов по рейтинговым шкалам, которые, как предполагается, сопоставляются с когнитивными суждениями субъекта.

Хотя эта стратегия позволяет сделать вывод о влиянии параметров стимулов на социальные суждения, она не дает представления о критических в природных условиях аспектах ситуации, связанной с суждениями.

В частности, вместо того чтобы быть пассивными получателями информации о стимулирующих мерах, люди часто активно ищут и извлекают информацию из окружающей среды.

При этом они, как правило, избирательны и редко используют всю имеющуюся информацию. Кроме того, доступ к этой информации осуществляется поэтапно, и эти этапы могут иметь важные последствия.

По крайней мере, информация, доступная ранее, может оказать значительное влияние на то, какой объем и точно доступ к какой информации будет получен впоследствии.

Это означает, что социальное суждение - это процесс, в котором суждения формируются с течением времени по мере того, как отдельные информационные признаки стимула учитываются, кодируются и оцениваются, а другие характеристики игнорируются.

Типы информации

Этот процесс становится все более заметным в психиатрических теориях, однако методы, используемые для анализа феномена суждения, ограничены для выяснения поведения людей, имеющих доступ к информации. Например, Кук и Стюарт (1975 г.) изучали суждения о квалификации финансовой помощи, представляя предметы с гипотетическими характеристиками стимулирующих лиц с точки зрения трех типов информации:

  1. Потребности
  2. Средний балл оценки
  3. Рейтинг преподавателей.

Хотя экспериментальные исследования могут быть структурированы для выяснения эффектов упорядочения в контексте методологии (Anderson, 1965; Shanteau, 1970), требуемые проекты, как правило, сложны, обычно включают выводы из оценок после фактов и не легко адаптируются к изучению комбинированного воздействия доступа к порядку и других особенностей обработки судебной ситуации.

Теория субъективно-ожидаемой полезности моделей

Традиционные исследования в области принятия решений отражают эту же направленность. Например, исследования субъективно-ожидаемой полезности моделей дают людям информацию об ожидаемой полезности по каждому набору поведенческих альтернатив.

Затем рассматривается выбор результатов, который обязательно зависит от информации, предоставляемой субъектам исследования. Процесс сбора информации и его влияние на решение о том, что результаты обычно не рассматриваются в данном исследовании.

Более прикладное применение теории субъективно-ожидаемой полезности моделей (или ее вариантов) включает в себя требование к субъектам перечислять информацию, которую они считают необходимой для принятия решения.

Эти самоотчеты могут быть искажены, рационализированы, подвергнуты комплектам мер реагирования на социальную желательность и забыты. Эти процедуры также не учитывают последовательный характер сбора и обработки информации в ситуациях принятия решений.

Для того чтобы обойти некоторые из этих проблем, иногда для дополнения стандартных процедур используются устные протоколы о ситуации с принятием решений. Такой подход может дать многочисленные представления о явлениях, связанных с суждениями и принятием решений.

Однако факт остается фактом, что значительная часть умственной обработки происходит либо на подсознательном уровне, либо с такой скоростью, что бросает вызов способности человека понять, что на самом деле произошло. Люди могут иметь ограниченную способность точно описывать свои когнитивные процессы или влияние экологических стимулов на эти процессы.

Наука
7 млн интересуются