К концу 2008 года традиционный инструмент денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы - ставка по федеральным фондам - фактически находился на более низком уровне, поскольку экономика находилась в разгаре финансового кризиса и глубокой рецессии.
В этих условиях Федеральный комитет открытого рынка обратился к двум нетрадиционным инструментам политики - программам количественного смягчения и все более четким и прогрессивным ориентирам в отношении будущего курса федерального фонда в целях обеспечения дополнительного приспособления денежно-кредитной политики для преодоления рецессии и укрепления процесса восстановления экономики.
Используя оценки изменений с течением времени ожиданий частных лиц в отношении имплицитного правила политики и оценки влияния программ количественного смягчения Федеральной резервной системы на размер премий, полученных из других исследований, моделируется модель FRB/США для оценки фактического экономического стимулирования, обеспечиваемого нетрадиционной политикой с начала 2009 года.
- Такой анализ показывает, что чистый стимул к повышению реальной активности и инфляции был ограничен постепенным характером изменений в ожиданиях в отношении политики и эффекта премий в краткосрочной перспективе, а также стойким убеждением общественности в том, что темпы восстановления будут гораздо быстрее, чем это было доказано на практике.
Эти нетрадиционные политические меры были направлены на снижение реальных долгосрочных процентных ставок и в целом на улучшение общих финансовых условий, включая повышение цен на жилье и оборудование корпораций. Более благоприятные финансовые условия, в свою очередь, будут способствовать повышению совокупного спроса и сдерживанию нежелательного дезинфляционного давления путем увеличения поддержки потребительских расходов, строительства, бизнес-инвестиций и чистого экспорта.
- Много исследований было посвящено изучению влияния нетрадиционных действий FOMC’s на финансовые рынки, особенно в том, что касается покупки активов Федеральной резервной системы, и выявило заметное влияние этих действий на долгосрочные процентные ставки.
- Напротив, было проведено относительно мало исследований влияния этих действий на реальную активность и инфляцию, и эта работа была сосредоточена почти исключительно на макроэкономических последствиях, вызванных только снижением краткосрочных премий, вызванных широкомасштабными закупками активов.
Именно по этим причинам относительно мало известно ни о макроэкономическом стимулировании, обеспечиваемом влиянием прогнозов FOMC’s на прогнозы относительно будущих темпов роста краткосрочных процентных ставок, ни о том, как эти ожидаемые эффекты могли повлиять на изменение размера премий в посткризисный период, а также о покупке активов.
- Пытаясь оценить макроэкономические последствия нетрадиционной кредитно-денежной политики с конца 2008 года, принимается во внимание заметная эволюция во времени ожиданий населения в отношении будущей денежно-кредитной политики и экономики в целом; эти факторы, оказывают важное влияние на фактические стимулы денежно-кредитной политики, обеспечиваемые в последние годы благодаря перспективному руководству и количественному ослаблению.
Имея в своем распоряжении такие оценки ожидаемого эффекта и сдвигов в сроках выплаты премий, можно оценить фактические стимулы к реальной активности и инфляции, обеспечиваемые нетрадиционной политикой с начала 2009 года и зависящие от некоторой модели макроэкономики. Для этого используется модель FRB/US.
Такие данные, которые в основном опираются на ситуационные исследования, очень важны, поскольку они представляют собой первый шаг на пути перехода политики в области QE к реальной активности и инфляции, а также поскольку они предоставляют данные, на основе которых можно оценить механизм передачи модели, используемой для оценки макроэкономических последствий такой политики.
Ипотечные ставки.
Покупка Federal Reserve’s агентства MBS оказывает дополнительное влияние на доходность этих ценных бумаг и что со временем большая часть этих эффектов также переходит на первичные ипотечные ставки. Например, после объявления новой программы покупки активов в сентябре 2012 года spread между доходностью агентства MBS и 10-летней доходностью казначейства заметно снизился после первоначального объявления и последующих сообщений об этой программе.
- Более того, хотя spread между процентными ставками по соответствующим 30-летним фиксированным кредитам и доходностью агентства MBS сначала увеличился, постепенно снижался до уровня ниже уровня конца августа 2012 года, что соответствует практически всему снижению доходности агентства MBS, вызванному дополнительными закупками, которые в итоге проходили под ипотечные процентные ставки.
Кроме того, данные свидетельствуют о том, что предыдущие раунды LSAPs привели к тому, что участники рынка ожидали более гибкой позиции традиционной денежно-кредитной политики, которая могла обеспечить относительно сильную передачу.
В целом, такие исследования событий показывают, что первые два раунда LSAP, вероятно, вызвали большую реакцию процентных ставок, обменной стоимости доллара и акций, чем более поздние, поскольку предыдущие программы были объявлены и реализованы в периоды, когда рыночные условия были очень напряженными и премии за риск были исключительно высокими или, когда было больше возможностей для сигнализации более благоприятных намерений по отношению к курсу федерального фонда.
Предполагается, что данная гипотетическая программа предполагает приобретение равных объемов долгосрочных казначейских ценных бумаг и агентских MBS.