Эпикур родился около 341 года до н.э., через семь лет после смерти Платона, и вырос в афинской колонии Самос, острове в Средиземном море. Ему было около 19 лет, когда умер Аристотель, и он изучал философию у последователей Демокрита и Платона. Эпикур основал свои первые философские школы в Митилене и Лампасаке, а затем переехал в Афины около 306 года до н.э. Там Эпикур основал Сад - сочетание философского сообщества и школы. Жители сада претворяли в жизнь учения Эпикура. Эпикур умер от камней в почках около 271 или 270 года до н.э.
После смерти Эпикура эпикурейство продолжало процветать как философское направление. Сообщества эпикурейцев возникли во всем эллинистическом мире, наряду со стоическим, это была одна из крупнейших философских школ, соревнующихся за верность людей. С ростом христианства эпикурееанство пришло в упадок. Некоторые аспекты мысли Эпикура были возрождены в эпоху Возрождения и в ранние современные периоды, когда реакция на схоластический нео-аристотелианизм привела мыслителей к механическим объяснениям природных явлений.
Эпикур был объемным писателем, но почти ни одно из его произведений не сохранилось. Вероятной причиной тому является то, что христианские власти посчитали его идеи безбожными.
Диоген Лаэртиус, вероятно, живший в III веке нашей эры, написал 10 книг "Жизнь философов", в которые вошли три письма Эпикура, повествующие о жизни и учении Эпикура. Эти три буквы являются кратким изложением основных направлений философии Эпикура: письмо Геродоту, в котором кратко излагается его метафизика, письмо Пифоклу, в котором даются атомные объяснения метеорологических явлений, и письмо Меносею, в котором кратко излагается его этика. Она также включает в себя Главные доктрины, 40 высказываний, которые в основном касаются этических вопросов.
Из-за отсутствия собственных сочинений Эпикура, мы вынуждены полагаться на более поздних писателей, чтобы реконструировать мышление Эпикура. Двумя нашими наиболее важными источниками являются римский поэт Лукрет (94-55 гг. до н.э.) и римский политик Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Лукретий был эпикуреец, написавший De Rerum Natura ("О природе вещей"), шестикнижную поэму, в которой излагалась метафизика Эпикура. Цицерон был последователем скептической академии, который написал серию работ, излагающих основные философские системы своего времени, включая эпикуреевизм.
Другим важным источником является Плутарх (ок. 50-120 гг. н.э.), платонист. Однако и Цицерон, и Плутарх были очень враждебны к эпикурееву, поэтому их следует использовать с осторожностью, поскольку они часто менее чем милосердны к Эпикуру и могут исказить его взгляды, чтобы служить своим собственным целям.
Хотя основные контуры мышления Эпикура достаточно ясны, отсутствие источников означает, что многие детали его философии все еще могут быть предметом споров.
Метафизика
Эпикур считает, что основными составляющими мира являются атомы (которые являются необрезанными, микроскопическими кусочками материи), движущиеся в пустоте (которая является просто пустым пространством). Обычными объектами являются конгломерации атомов. Кроме того, свойства макроскопических тел и все события, которые мы видим, можно объяснить с точки зрения столкновений, отскоков и запутываний атомов.
Аргументы в пользу существования атомов и пустот:
Метафизика Эпикура начинается с двух простых моментов:
(1) мы видим, что тела находятся в движении,
и (2) ничего не возникает из того, что не существует.
Эпикур принимает первый пункт, чтобы быть просто точкой отсчета опыта. Второй пункт является обычным явлением древнегреческой философии, вытекающим из принципа достаточности разума (принцип, согласно которому для всего, что происходит, есть причина или объяснение, почему это происходит, и почему именно так, а не так).
Во-первых, потому что тела двигаются, должно быть пустое пространство, чтобы они могли двигаться, и Эпикур называет это пустое пространство "пустым". Во-вторых, обычные тела, которые мы видим, являются сложными телами, то есть, телами, которые состоят из других тел, о чем свидетельствует тот факт, что они могут быть разбиты на более мелкие части. Однако Эпикур считает, что этот процесс разделения не может продолжаться бесконечно долго, потому что в противном случае тела растворились бы в ничто. Кроме того, для объяснения закономерностей в природе необходимо наличие основных и неизменяемых структурных элементов материи. Эти несвязанные тела - атомы, буквально, "неразрезанные". Только тела и пустоты существуют сами по себе, то есть существуют, не зависимо от чего-то другого. Другие вещи, такие как цвета, время и справедливость, в конечном счете, можно объяснить как атрибуты тел.