Случилась эта история лет десять назад. Я работала в пресс-службе крупного агентства недвижимости: пресс-релизы, новости на сайт, тексты буклетов… В конце года мы делали журнал-альманах, в котором аккумулировались все интересные статьи, интервью и обзоры за минувшие 12 месяцев работы.
Директор агентства никакого отношения ни к русскому языку, ни к редакторскому делу не имел. Сами понимаете, его конек – недвижимость. Но, как любой начальник, он считал, что раз уж он достиг своих неимоверных высот в бизнесе, то его ум и образование находятся на тех же самых высотах. Если сказать иначе – своё мнение по любому вопросу он считал истиной в последней инстанции. Будь то юриспруденция, садоводство, филология или балет.
И вот заходит директор в наш кабинет, улыбается-здоровается-шутит, хватает распечатку одной из аналитических статей с моего стола, читает и…
– У вас же здесь грубейшая ошибка! – говорит.
Такого презрения в глазах другого человека я отродясь не видела.
– Где? – удивляюсь я. Я, честно сказать, не претендую на стопроцентную грамотность, потому что по невнимательности могу и начудить. Но если уж я все проверила – то найти ошибку, да еще и «грубейшую» у меня практический невозможно.
– Вот же – запятой не хватает! Вы не видите? Это же младшая школа! Две грамматических основы, а запятой нет!
– Тут запятая не нужна! – отвечаю я. И давай объяснять – почему не нужна...
– Да что вы мне лечите? Это ошибка! И не нужно мне тут заумные свои откоряки лепить!
Я опешила сначала. А потом кинулась доказывать. Приводить примеры. Разгорячилась даже, хотя за рамки не выходила. С надеждой смотрела на коллег – мол, поддержите, объясните человеку! Запятая-то тут не нужна! Но все смущенно помалкивали.
Директор ушел, хлопнув дверью.
А следующим утром руководитель нашего отдела сказала мне, пряча глаза:
– Директор попросил вас уволиться. Сказал, что далее вы не сможете здесь работать… Мол, здесь непрофессионалам не место.
У меня аж слезы навернулись. Я – права, а меня называют непрофессионалом!
Конечно, я написала заявление. Тем более что к тому времени как раз подвернулось очень интересное предложение по работе. В конце концов – не пожалела, что ушла.
Но ту ситуацию запомнила навсегда.
Так почему же в сложносочиненных предложениях запятая иногда не ставится?
Кстати, вопрос о расстановке знаков препинания в подобных предложениях предлагается в задании №16 в ЕГЭ по русскому языку 2020. Если вы школьник и готовитесь к ЕГЭ – запоминайте, пригодится на экзамене. А если вы – солидный директор, запоминайте – и больше не спорьте с осведомленными подчиненными!
Итак, мы привыкли, что в сложносочиненном предложении с двумя грамматическими основами между частями ставятся запятые. Это так. Например:
Начальник наорал на меня, и я уволилась.
Запятая ставится, разделяя две грамматические основы: «начальник наорал», «я уволилась».
Но, повторюсь, есть случаи, когда в сложносочиненном предложении с соединительными и разделительными союзами запятая не ставится!
Нет запятой в следующих случаях:
Части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.
Примеры:
К концу дня начальник наорал на меня и я уволилась.
(Когда начальник наорал? Когда я уволилась? – К концу дня).
В отделе женщины шушукались и мужики злорадствовали.
(Женщины шушукались где? Мужики злорадствовали где? – В отделе).
Есть общее вводное слово, общий обособленный член или общая, поясняемая ими, часть сложного предложения.
Примеры:
Словом, аргументы были исчерпаны и пора было уходить.
Вопреки суждениям обывателей, работа часто приносит трудности и профессионализм иногда наказывается.
Было у меня необъяснимое ощущение: директор опомнится и вся эта история кончится.
По моему мнению, счастливы самовлюбленные дураки и тяжело живётся умным людям.
Части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные предложения.
Пример:
Слышишь? Хриплый крик и скрежет ярый! (НО! если номинативных предложений больше, чем два, и союз «и» повторяется, то запятые ставятся).
Части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого.
Пример:
Из глаз капало и вокруг пахло увольнением;
Присутствует общая интонация, относящаяся по смыслу ко всем однородным частям.
Примеры:
Кто это написал и отчего запятые не поставил? (вопросительная интонация).
Не отступайте перед трудностями и будьте решительными в своих поступках! (восклицательная интонация).
Если обе части сложносочиненного предложения имеют общую частицу.
Пример:
Только чуть слышно прошелестела трудовая книжка и раздался мой всхлип.
(Только трудовая книжка прошелестела. И только всхлип раздался).
Надеюсь, моя история и подробное объяснение помогли вам стать немного грамотнее. Ну а школьникам – хорошенько понять один из сложных моментов в задании №16 ЕГЭ по русскому.
Ну а какое же предложение стало предметом спора с моим директором? Вот оно:
В начале апреля ситуация на рынке выровнялась и кривая продаж поползла вверх.
Запятая не нужна! Ведь все это происходило «в начале апреля» - общее обстоятельство времени!
Удачи!
Еще материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:
Задание №8 в ЕГЭ по русскому языку. С котиками. (Инфа только для троечников)
Ищем ошибку в построении предложения с косвенной речью для ЕГЭ по русскому. (Котики помогают).
Парцелляция в известной песне Цоя или как готовиться к заданию №26 в ЕГЭ по русскому.
Итоговое сочинение 2019-2020 на носу. Почему не стоит бояться даже троечникам?