Это было 30 сентября 1985 года. Бейрут. Возле советского посольства неизвестные подрезали машину КГБ и захватили пассажиров в плен. В то же время неподалеку от госпиталя «Трад» в плен был захвачен еще один автомобиль, тоже советский. Одного из пассажиров ранили.
Пленниками оказались резиденты разведки Олег Спирин и Валерий Мыриков (автомобиль №1) и сотрудник консульства Аркадий Катков с врачом Николаем Свирским (автомобиль №2). Катков был ранен в ногу: поддался панике и закричал «Бежим!». Дело начинало пахнуть международным скандалом, перерастающим в военный конфликт.
До 1985-го боевики не раз угоняли дорогие машины, но здесь все было гораздо серьезнее. Пленных держали с формулировкой: «Русские – враги ислама. Либо приказывают Сирии оставить в покое шиитов в Триполи и Бейруте, либо не видать им дипломатов. И сами пусть убираются».
Что делать?
За несколько дней наши спецслужбы установили местонахождение главаря, и на этом все успехи закончились. Пока суть да дело, боевики расправились с раненым Катковым, а Горбачев уговорил сирийского главу Хафеза Асада не трогать шиитов. Шиитов трогать перестали.
А наших дипломатов – нет
Боевики продолжали давить и заставили СССР во второй раз договориться с сирийцами о прекращении операций против бандитских группировок. Тут обнаружилась одна шокирующая подробность…
Оказалось, что Ясир Арафат, тот самый Арафат, который глава Палестины, Лауреат Нобелевской премии мира и большой друг Советского Союза, стоял за похищением. В общем, поддержки у СССР в регионе почти не осталось.
Поймите, ну не может спецназ вот так запросто взять и выехать в страну, в которой у нас нет какого-то более широкого военного присутствия. Если просто так приехать и начать действовать, это будет своеобразная диверсионная операция в независимом государстве, то есть с его точки зрения — тоже террористическая акция.
Полковник службы внешней разведки Юрий Перфильев журналу «Огонек» (2001 г.)
Зато были друзы
Формирования ливанского политика Валида Джумблата оказывали самую разную поддержку, а именно:
• охраняли здание посольства во время угрозы штурма;
• помогали расшифровывать записи боевиков;
• подослали к главарям своих людей.
Наконец, 28 октября 1985 года поговорить с нашими резидентами соизволил духовный лидер боевиков шейх Фадлалла. Подобрать нужные слова для разговора с ним было сложно. Не помогла даже гибель близких родственников главаря группировки Имада Мугнии (до сих пор неизвестно, случайность это или спланированная операция).
«Мы не можем ждать долго!», – молчит. «Мы вас разобьем!», – молчит. «А ну как захотим пустить ракету, а она возьмет и по ошибке упадет на ваш город, скажем, на Кум?».
Сработало!
Перебирая четки, Фадлалла заверил КГБшников, что «все будет хорошо». 30 октября 1985 года на оставшихся в живых заложников надели мешки и вывезли в пустыню, запретив снимать их, пока вдали не стихнет гул автомобиля. В посольство пленные отправились пешком.
Операция была завершена в кратчайшие сроки. Министр иностранных дел А. Громыко настоял на том, чтобы к государственным наградам представили аж 100 человек. Это первый в истории случай, когда заложников удалось освободить так быстро.
Вопрос к нашим читателям:
Как вы считаете, возможно ли вести мирные переговоры с террористами?
Еще несколько материалов от нас:
• Где сейчас живет вдова Джохара Дудаева;