18 ноября
Наследный принц Мохаммед ибн Салман настаивает на высокой стартовой цене Saudi Aramco и в итоге рискует остаться со множеством проблем.
Государственные компании, желающие привлечь как можно больше инвесторов, обычно выходят на публичный рынок с существенным дисконтом. Этот аспект кажется особенно важным, когда государство предлагает лишь малую толику акций и со временем, возможно, захочет продать больше бумаг. Частные инвесторы, которые в ходе размещения Aramco обеспечат ей, предположительно, треть денежных средств, утратят интерес к ее акциям, если те не начнут расти.
В минувшие выходные компания объявила, что продаст всего 1,5% своих акций по цене от 30 до 32 саудовских риялов (8,10–8,64 доллара). Это значит, что целиком нефтегазовой гигант оценивается в 1,6–1,7 трлн долларов. Это меньше 2 трлн долларов, на которые изначально рассчитывал принц Мохаммед, но гораздо выше оценки международных инвесторов, которая колебалась в пределах от 1,2 до 1,5 трлн долларов.
Принц рассчитывает на такую завышенную оценку благодаря сокращению предложения акций: по итогам IPO компания получит лишь четверть того, что значилось в изначальных планах. Кроме того, он всецело полагается на инвесторов из Персидского залива. В выходные компания отменила презентации для инвесторов в Европе, США и Азии.
Инвесторы, участвующие в IPO, уповают на "взлет" акций в первый день торгов, чтобы компенсировать риск, связанный с покупкой бумаг компании, чьи акции до сих пор не торговались. В рамках приватизаций, состоявшихся в Британии и Франции в 1980-х и 1990-х годах, целью которых было формирование культуры акционеров, компании были недооценены, в результате чего их акции, по оценкам ОЭСР, впоследствии дорожали в среднем на 10%. Aramco предложит розничным покупателям нескольку бонусных акций, если они как минимум полгода воздержатся от продажи ее бумаг, но из-за высокой цены скачок акций в первый день торгов кажется маловероятным.
В рамках европейской приватизации нефтяных, транспортных и коммунальных фирм речь также шла о среднесрочном росте, поскольку предполагалось, что ставшие частными компании начнут эффективнее действовать на конкурентном рынке. Aramco не предлагает подобных условий: она уже является эффективным нефтедобытчиком, соперничающим со множеством конкурентов.
Цена от 6 до 7,50 доллара за акцию Aramco больше бы соответствовала оценкам мировых брокеров. Компания нуждается в том, чтобы их клиенты питали доверие к ее рыночному дебюту. Чтобы не растерять местных акционеров, она должна обеспечить постепенный рост цены акций после размещения. Возможно, у кронпринца Мохаммеда и будет какой-то контроль над стартовой ценой акций Aramco, но на самом деле значение будет иметь только их последующая динамика.