Найти тему
Любимое место

Роль жестов в разговоре, изучении и создании языка

Мы концентрируемся на руках по ряду причин. Во-первых, движения рук во время разговора, более известные как жесты, распространены повсеместно. Выступающие во всех культурах используют жесты, когда они говорят, и темы, которые вызывают жесты, могут быть простыми, как настольные игры для детей или сложными, как родственные отношения. Даже врожденно слепые люди, которые никогда не видели ни одного жеста, двигают руками, когда говорят, что подчеркивает надежность жеста в общении.

https://c.pxhere.com/photos/30/1a/boy_black_t_shirt_finger_girl_young_black_white_model-866925.jpg!d
https://c.pxhere.com/photos/30/1a/boy_black_t_shirt_finger_girl_young_black_white_model-866925.jpg!d

Жест является частью нашего разговора и, как таковой, требует нашего исследовательского внимания. Жест играет роль в общении на разных временных промежутках - в разговоре в данный момент, в изучении языка в процессе развития и в создании языка в течение более коротких и длительных периодов времени.

Роль жестов в обработке речи

Жесты, которые выступающие делают вместе со своей речью, на самом деле могут помочь им произнести эту речь. Жесты ораторов передают смысл, но они делают это в ином представительском формате, нежели речь. Жест передает значение глобально, опираясь на визуальные и миметические образы, а речь передает значение дискретно, опираясь на кодифицированные слова и грамматические устройства. Согласно теории точек роста, внутреннее ядро или точка роста произношения содержит как глобально-синтетический образ, передаваемый жестами, так и линейно-сегментированную иерархическую языковую структуру, передаваемую языком. Кроме того, визуально-пространственные и лингвистические аспекты высказывания нельзя разделить - жесты и речь образуют единую интегрированную систему.

Понимание жестов и его роль в понимании языка

Хотя некоторые утверждают, что жест играет незначительную роль в понимании языка, существует множество доказательств того, что этот жест может повлиять на понимание языка. Подумайте о спикере, который говорит: "Мужчина был в шляпе", двигая рукой, как будто хватаясь за бейсболку. Этот жест мог бы помочь слушателям понять, что на мужчине была шляпа, и это могло бы даже побудить их сделать вывод, что шляпа была бейсболкой. Эти утверждения подтверждаются как наблюдениями, так и экспериментальными исследованиями. Недавний количественный мета-анализ, включавший 63 отдельных образца, показал, что жесты способствуют пониманию слушателями. Общий размер эффекта был умеренным, а размер положительного эффекта зависел от нескольких факторов, в том числе от темы жестов, их смыслового перекрытия с речью, возраста слушателей. Исследования показали, что жесты на темы, связанные с движением (например, как делать гончарные изделия), дали слушателям больше преимуществ для понимания, чем жесты на абстрактные темы (например, вкус чая).

Оказывают ли жесты выступающих влияние на восприятие речи слушателями?

В обычных условиях слушатели с легкостью воспринимают речь. Однако, если речь трудно понять из-за неясности, двусмысленности или сложности по отношению к навыкам слушателей, жест может стать вторым каналом, повышающим вероятность успешного восприятия. Многие исследования изучали, влияют ли жесты на восприятие речи слушателями. К ним относятся исследования с использованием видеоклипов в качестве стимула и исследования, в которых слушатели видят или участвуют в "живом" взаимодействии. В ходе различных исследований ученые использовали различные показатели результатов для оценки понимания. В некоторых исследованиях участников просят ответить на вопросы об услышанной ими речи, в других - повторить эту речь. В других исследованиях спонтанное восприятие участниками информации из чужой речи оценивалось либо в их следующем выступлении, либо в их поведенческих реакциях. Результаты исследований убедительно свидетельствуют о том, что жесты влияют на восприятие речи слушателями. Когда жесты выражают информацию, излишнюю речью, они способствуют успешному пониманию. Когда жесты выражают информацию, которая не выражается в речи, они могут отвлекать слушателей от ее прямого восприятия в речи, но они часто передают важную информацию самостоятельно.

Предназначены ли жесты для общения?

Некоторые факты свидетельствуют о том, что ораторы действительно намеренно, в некоторые из своих жестов вносят коммуникативный характер:

  • выступающие делают больше жестов, когда их слушатели видят эти жесты, чем когда блокируется видимость между выступающим и слушателем.
  • когда выступающие повторяют послание разным слушателям, их жесты не снижаются, как если бы они делались исключительно для того, чтобы помочь в производстве речи.
  • когда ораторов прямо просят донести до их слушателей конкретную информацию, они иногда выражают некоторую часть этой информации исключительно жестом, а не речью.

Роль жеста на ранних стадиях изучения языка

Обычно дети начинают делать жесты между 8 и 12 месяцами. Сначала они используют деиктичные жесты, смысл которых определяется исключительно контекстом, а не их формой. Например, ребенок может подержать или указать на объект, чтобы привлечь внимание взрослого человека к нему за несколько месяцев до того, как он произнесет свое первое слово. Направляющие жесты функционируют как контекстно-зависимые местоимения, когда взрослый должен следовать по траектории жеста к своей цели, чтобы понять, на какой объект указывает ребенок. В дополнение к деиктичным жестам, дети создают привычные жесты, общие для их культуры. Дети также делают знаковые жесты, хотя первоначально их число было довольно небольшим и варьируется в зависимости от возраста. Например, ребенок может открывать и закрывать рот, изображая рыбу, или хлопать руками по бокам, изображая птицу. В отличие от точечных жестов, форма знакового жеста фиксирует аспекты предполагаемого референтного значения - следовательно, она в меньшей степени зависит от контекста. Таким образом, эти жесты могут функционировать как слова и могут быть использованы для выражения идеи, которую ребенок еще не может выразить в речи.

Жест является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть использован различными способами:

  • Жесты отражают то, что известно выступающим, и поэтому может служить окном в их мысли. Важно отметить, что в этом окне часто отображаются мысли, о которых ораторы даже не подозревают. Таким образом, побуждение ораторов к жесту может помочь выявить мысли, которые могли бы быть полезны для тех, кто взаимодействует с этими ораторами.
  • Жесты могут изменить то, что первоначально воспринимает слух. Произведение жеста может выявить ранее невыраженные мысли и даже привнести новые мысли в репертуар оратора, изменив тем самым ход разговора или траекторию развития. Поощряющий жест, таким образом, также может изменить познавательный процесс.
  • Жесты предоставляют строительные блоки, которые могут быть использованы для построения языка. Наблюдая за тем, как дети и взрослые, которые еще не владеют языком, складывают эти блоки вместе, можно наблюдать за процессом создания языка из первых рук. Наши руки всегда с нами, и мы регулярно используем их для общения. Таким образом, они обеспечивают человека постоянно присутствующим инструментом для понимания того, как мы говорим и думаем.