Найти тему
Jenny

Искусство пастели. Часть 6

Daniel Gardner. Group portrait of Sir John Taylor with family, around 1785 in pencil, pastel and gouache. This painting was sold at Christie's, London
Daniel Gardner. Group portrait of Sir John Taylor with family, around 1785 in pencil, pastel and gouache. This painting was sold at Christie's, London

Европейская пастель XV – первой четверти XIX века (4)

В Англии мода на пастель началась с середины 1730-х годов и настолько возросла к середине века, что многие английские художники, возвращаясь из Италии, где обучались живописи маслом, видели, что пастель более популярна, и обращались к рисованию мелками. Пастелью работали такие выдающиеся художники, как Френсис Коутс, Даниель Гарднер, Джон Рассел.

Мастерство и популярность Дж. Рассела, ученика Ф. Коутса, были столь велики, что современники называли его «принцем среди пастелистов»:

Mrs. Robert Shurlock (Henrietta Ann Jane Russell, 1775–1849) and Her Daughter Ann, 1801
Mrs. Robert Shurlock (Henrietta Ann Jane Russell, 1775–1849) and Her Daughter Ann, 1801

Следуя по пути, намеченному Р. Каррьерой, Дж. Рассел разработал свои собственные метод и технологию изготовления пастельных мелков и грунтов. Живопись Дж. Рассела поражает богатством нюансов, изысканностью цветовой гаммы, виртуозной легкостью.

Mrs. Shurlock, Mother of Robert Shurlock, 1801
Mrs. Shurlock, Mother of Robert Shurlock, 1801

А один из портретов работы Рассела даже попал в фильм "Собака Баскервилей" - вернее, копия этого портрета:

 Портрет миссис Дженет Грайзел Каминг
Портрет миссис Дженет Грайзел Каминг

К 40-м годам XVIII века относятся первые в технике пастели работы немецкого художника Антона Рафаеля Менгса, оказавшего огромное влияние на многих немецких пастелистов. В 1746 году – в возрасте 18 лет – А.Р. Менгс стал придворным художником курфюрста Саксонского, восхищенного работами юного пастелиста. Автопортрет А.Р. Менгса, выполненный в 1744 – 1745 годах, – яркое свидетельство мастерства, уверенного владения техникой пастели. В этой ранней работе уже проглядываются черты классицизма.

Автопортрет
Автопортрет
Therese Concordia Mengs-Maron. 1745
Therese Concordia Mengs-Maron. 1745

К середине XVIII столетия в пастельный портрет вводятся мифологические сюжеты, а сам он испытывает влияние исторического жанра. Кроме портретов, в технике пастели создавались пейзажи и натюрморты, а также жанровые картины, хотя портрет преобладал.
Ж. Э. Лиотар, писавший пастелью в различных жанрах, утверждал, что она способна передать все разнообразие окружающего мира: «гладкость красивой кожи, глянец, прозрачность тел, колорит цветов, пух, бархатистость фруктов».

Children Blowing Bubbles Painting by Jean-Etienne Liotard
Children Blowing Bubbles Painting by Jean-Etienne Liotard

В конце XVIII века в пастельных портретах, особенно работах английских художников, появляется некое предвосхищение романтизма. Так, девочка на картине Дж. Рассела написана на открытом воздухе, а не в интерьере, как большинство ранних портретов. Она не позирует художнику, а смотрит прямо на зрителя, улыбаясь и показывая ему веточку с вишнями.

-8

...

Искусство пастели: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5

Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!