Европейская пастель XV – первой четверти XIX века (4)
В Англии мода на пастель началась с середины 1730-х годов и настолько возросла к середине века, что многие английские художники, возвращаясь из Италии, где обучались живописи маслом, видели, что пастель более популярна, и обращались к рисованию мелками. Пастелью работали такие выдающиеся художники, как Френсис Коутс, Даниель Гарднер, Джон Рассел.
Мастерство и популярность Дж. Рассела, ученика Ф. Коутса, были столь велики, что современники называли его «принцем среди пастелистов»:
Следуя по пути, намеченному Р. Каррьерой, Дж. Рассел разработал свои собственные метод и технологию изготовления пастельных мелков и грунтов. Живопись Дж. Рассела поражает богатством нюансов, изысканностью цветовой гаммы, виртуозной легкостью.
А один из портретов работы Рассела даже попал в фильм "Собака Баскервилей" - вернее, копия этого портрета:
К 40-м годам XVIII века относятся первые в технике пастели работы немецкого художника Антона Рафаеля Менгса, оказавшего огромное влияние на многих немецких пастелистов. В 1746 году – в возрасте 18 лет – А.Р. Менгс стал придворным художником курфюрста Саксонского, восхищенного работами юного пастелиста. Автопортрет А.Р. Менгса, выполненный в 1744 – 1745 годах, – яркое свидетельство мастерства, уверенного владения техникой пастели. В этой ранней работе уже проглядываются черты классицизма.
К середине XVIII столетия в пастельный портрет вводятся мифологические сюжеты, а сам он испытывает влияние исторического жанра. Кроме портретов, в технике пастели создавались пейзажи и натюрморты, а также жанровые картины, хотя портрет преобладал.
Ж. Э. Лиотар, писавший пастелью в различных жанрах, утверждал, что она способна передать все разнообразие окружающего мира: «гладкость красивой кожи, глянец, прозрачность тел, колорит цветов, пух, бархатистость фруктов».
В конце XVIII века в пастельных портретах, особенно работах английских художников, появляется некое предвосхищение романтизма. Так, девочка на картине Дж. Рассела написана на открытом воздухе, а не в интерьере, как большинство ранних портретов. Она не позирует художнику, а смотрит прямо на зрителя, улыбаясь и показывая ему веточку с вишнями.
...
Искусство пастели: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5
Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!