Найти тему
Культурное Животное

Повесть Ивана Каткова "Маньяк". Суровая правда 90-х

Этой статьей я начинаю новую рубрику на своем канале, где буду рассказывать о творчестве современных писателей, чьи имена не известны широкой публике.

Мне кажется несправедливым, что в списке имен широко известных современных российских писателей нет имени нижегородца Ивана КАТКОВА. Ему чуть за тридцать, а его рассказы были опубликованы практически во всех толстых литературных журналах России и зарубежья. Катков пишет крепкую мужскую прозу, без любовных соплей и сантиментов. Этакий житейский трэш. Он пишет про пьяниц и отличников, гопников и неформалов, бандитов и идейных. Словом, про людей, что нас окружают.

Иван Катков и его книга
Иван Катков и его книга

Я хочу рассказать вам о его новой повести «Маньяк», которая вышла недавно отдельной книжкой. Повесть Каткова - это словно бы Стивену Кингу пришло в голову перенести одну из своих жутких историй про таинственных злодеев и исчезнувших школьников на российскую почву конца 20 века.

Но мир, созданный автором, гораздо шире описания просто страха. Это своего рода энциклопедия российской действительности конца 90-х. Российской ли? Какое имя дать стране, где происходили жуткие и великие перемены, описать и осмыслить которые еще предстоит. Несмотря на временную близость, всего-то четверть века, последнее десятилетие 20 века - это терра инкогнита для литераторов.

автор на творческом вечере
автор на творческом вечере

Написано много, но как-то однобоко. С одной стороны бандитско-ментовские разборки и шикарная жизнь бизнесменов и их подруг-фотомоделей, описанные чаще в жанре черного юмора. С другой – беспробудная серость бытия простых граждан, вмиг потерявших всё – от работы и статуса до самоуважения и даже жизни.
Но это крайности. Все-таки основная масса как-то жила. Любила, воспитывала детей, пыталась заработать. Как и семья Макаровых - центральных персонажей повести
Ивана Каткова «Маньяк».

«В Ивдель семья Макаровых переехала полгода назад. В крохотный городок на севере Урала отца, подполковника вооруженных сил, перевели по службе.
Виктор Павлович работал в военкомате, был начальником четвертого отделения, отвечающего за призыв. Мать устроилась смотрителем в краеведческий музей, который, к тому же, был вечно на реставрации».

Скажу сразу, что повесть во многом автобиографична: ее автору в детстве пришлось изрядно помотаться по городам и гарнизонам вместе с отцом военным.

иллюстрация Ванессы Гавриловой
иллюстрация Ванессы Гавриловой

Формат повести не подразумевает сильных перемен в характере героя. Тем не менее, «Маньяк» - это о взрослении, о ломке детских представлений. Главному герою – подростку Максимке предстоит нелегкая задача адаптироваться в новом городе, найти верных друзей, испытать первую любовь и пережить настоящий страх. Ведь в городе орудует самое настоящее зло – таинственный Маньяк.

Максим думал о сбежавшем из тюрьмы кровожадном убийце. Какой он, этот маньяк? Высокий? Низкий? Толстый? Худой? С бородой или без? Где он скрывается? Почему его до сих пор не могут поймать?

Саспенсу Катков нагнал знатно. Читатель вздрагивает при каждом упоминания маньяка, тем более, что число его жертв растёт.
У настоящего ужаса нет узнаваемого лица. Тем более если страх – это само олицетворение времени. 90-е годы были годами тревоги и перманентного страха. А что будет? Не было бы хуже. А сон разума, как известно порождает…

Он это был, он – он – он. Рожа злая, глаза навыкате, пена у рта. Он в рукав мне вцепился, а я руку вырвала и бегом от него, а сама ору во все горло. А всем хоть бы хны.

Но не все так просто. На фоне погони за маньяком, автор показывает нам целую галерею типажей: тут и ветеран-афганец, с которым дружит Максимка, и разношерстные подростки от мажориков до детей алкашни, и бандит-авторитет. И верный офицерской чести отец Максимки, за эту самую честь едва не поплатившийся жизнью.

-4

Финал повести лично мне показался мне скомканным, недокрученным. В стиле «убийца-дворецкий». То ли автор устал от истории, то ли не справился с напряжением, но скорее всего он и впрямь писал, как дело было.
Тем не менее, повесть заслуживает того, чтобы ее прочли.

Похожие книги
Захар Прилепин «Пацанские рассказы»
Николай Спицын «Искры в камине»
Андрей Олех «Улица свободы»

Иллюстрации Ванессы Гавриловой для сайта discours.io/expo/literature/prose/povest-manyak

Фото и коллажи автора