Скажу сразу: если ты новичок, участвуй во всём, до чего только можно дотянуться.
Ну вот, “лид” прочитали, теперь по шагам.
Прежде чем начать участвовать, научись нормально писать. Что такое “нормально”? Это “достаточно хорошо”. Напиши десяток рассказов или десяток глав, пройди пару обучений (желательно, с обратной связью от преподавателя или хотя бы с кросс-чтением самих студентов). Получая обратную связь, растёшь быстрее. Другое дело, что обратная связь должна быть экологичной, а не токсичной. Но об этом в другой раз. Итак: научились “нормально” писать.
Мониторим актуальные конкурсы. Информацию можно найти в тематических пабликах, в СМИ, на литературных порталах, в новостной ленте обучающих курсов.
Выбираем тот, который соответствует тем вещам, которые ты обычно пишешь. Нет смысла специально под конкурс писать детский стих, если обычно пишешь детективы для взрослых или пьесы.
Писать “под конкурс” или “брать из портфеля”?
У меня есть опыт победных текстов из обеих категорий. Расклад такой: один к трём. Т.е. я выиграла три крупных конкурса с “уже написанными вещами” и только один из текстов-победителей был написан перед самим конкурсом.
Давайте чуточку подробнее, ибо не всё так однозначно.
Да, на мой субъективный авторский взгляд, тексты, которые уже написались “сами”, т.е. ранее, сильнее. Почему? Да потому что был нейкий порыв, некая идея, которая просилась на бумагу. Было время идее созреть, провариться в подсознании, выйти на свет да ещё осталось время хорошо отредактировать. А перед конкурсом – отредактировать ещё раз, по новой, когда текст подзабылся, а мастерство увеличилось.
Так было с текстом “На изломе”, который выиграл конкурс от ЭКСМО, и с “Пакуль быў час” (“Пока было время”), который выиграл международный конкурс памяти Максима Богдановича. Поразительно, но факт: у меня появилась жгучая идея написать о последних днях Богдановича, а в следующем году как раз объявили тематический конкурс. Вуаля!
С текстом “Фабрыка “Віта Брэвіс” (“Фабрика “Вита Бревис”) вообще прикольно вышло. Рассказ писался долго, с перерывами. Я его закончила и опубликовала в литературном журнале. Редакция сама отправила лучшие рассказы, в том числе мой, на конкурс. А потом всё случилось, как в кино. Мне позвонили и сказали: “Поздравляем, ваш рассказ победил на конкурсе”. А потом пригласили на церемонию награждения на Международной книжной выставке. Вау.
А вот “На досвітку” (“На рассвете”) я написала специально для конкурса хоррорных рассказов. Работала по схеме: “Ага, хоррор. Что такого может быть жуткого, но не банального? Вот реально страшного, но чтобы об этом никто не писал? И чтобы мистика, ведь я умею именно в мистику. И чтобы на национальной почве, ибо всякие там пикси и эльфы у почтенного жюри почётом никогда не пользовались”. В итоге я вспомнила одну семейную легенду, приправила персонажами национального фолка, зафигачила на пару веков назад, в прошлое, и просто рассказала интересную историю. Второе место. Вуаля.
Как видим, в последнем случае тоже имела место история, которую я когда-то записала в банк идей, но потом технически докрутила. Напрашивается вывод: так что, не писать текст “под конкурс”? Ну почему же…
Было у меня два текста, которые формально проиграли: дошли до полуфинала, но в финал не пробились. Поражение? Нифигашеньки! Оба текста писались из идеи, даже из “видения”. Знаете, такое – бац! – и видишь сцену. Начинаешь писать, увлекаешься, “видишь”, что дальше, а когда ставишь точку, понимаешь, что за этим коротким рассказом стоит большая объёмная история. Короче, из одного текста вырос цикл фантастических рассказов. Уже завершила рукопись. Там целый фэнтезийный мир! Из второго рассказа, чувствую, тоже вырастет сборник рассказов или даже роман. Не знаю. Но уже есть пара наработок. Можно ли считать такое выступление на конкурсе поражением? Не думаю.
Так что алгоритм такой: пишите, пишите ещё. Подбирайте подходящий конкурс и отправляйте текст. Если текста нет, но понравилась тема конкурса, и заодно появилась идея рассказа, быстро хватайте её за хвост и переносите на бумагу. Если не выиграете конкурс, останетесь с крутым текстом, а то и заделом на роман.
Теперь по технической части
Внимательно читайте положение о конкурсе. Если указан объём до 10 000 знаков с пробелами – значит подавайте рассказ не более 10 000 знаков с пробелами, если надо, грамотно сократите (от сокращения текст, как правило выигрывает). Это не школа. Никто церемониться не будет. Если нужна аннотация, напишите. Если есть возрастной или региональный ценз, значит, он есть. То же касается правил оформления документа (шрифт, интервал и прочее).
Корректура. Пожалуйста, вычитайте текст на опечатки и, особенно, орфографию и синтаксис. Проставьте абзацы. Знаю редакторов, которые скорее выкинут текст в корзину, чем будут портить глаза и читать текст, не разбитый на абзацы. Не говоря уже о том, чтобы читать тексты авторов, которые не умеют правильно писать слово “винегрет”.
Что делать, когда выиграл?
Порадоваться, конечно. Я обычно прыгаю. А когда первая волна радости схлынет, можно порассуждать здраво. Что теперь? Как забрать приз? Куда отправить текст для публикации? А может, поделиться новостью с друзьями в соц.сетях? А когда схлынет и эта волна, обратите внимание на юридические моменты. Иногда для публикации текста в сборнике или альманахе просят заключить договор. Читайте договор внимательно. И принимайте решение, согласны вы такой договор подписать или нет.
Я уже упоминала о тексте, который выиграл конкурс от ЭКСМО. И тут получился такой косяк. ЭКСМО как крупный холдинг потребовал от каждого автора передачи исключительных прав. На пять лет. Ну, это было год назад, я просто писала и хотела хоть какого-то выхлопа от своего труда. А тут такой конкурс! Короче, махнула рукой и подписала договор: “А чё выпендриваться, я зелёный никому не известный автор и всё такое, чё ломаться-то?” А того, что теперь я нигде этот рассказ не могу опубликовать. Ни в СМИ, ни даже в своём собственном сборнике рассказов (если вдруг задумаю такое). И так до 2024 года. И потом ещё на автомате каждый год, если не уведомлю издательство о расторжении договора. Так что думайте.
Чем вообще хороша победа в конкурсе?
Как минимум можно пощекотать своё эго. Это ни хорошо, ни плохо. Мне приятнее видеть художника признанного и купающегося в славе, чем художника, умершего так и не признанным. Последнее, кстати, очень грустное зрелище. Видела своими глазами, как в прямом смысле выносили квартиру одного скульптора. И на асфальте среди талого снега валялись гипсовые конские головы и человеческие руки…
Так вот победа в конкурсе – это:
- радость для эго
- хорошее освещение новости в СМИ (масштаб зависит от размаха конкурса)
- возможность публикации в сборнике или альманахе
- плюшка в портфолио, если надумаете издавать свою книгу (в традиционном издательстве без публикаций и побед в конкурсах на молодого автора, скорее всего, даже не посмотрят)
- шаг к признанию (в профессиональных кругах, если жюри состояло из зрелых писателей и критиков; в читательских, если голоса отдавали читатели)
- возможность выиграть приз (зависит от конкурса)
И ещё.
Если твой текст не выиграл на конкурсе, это не значит, что он плох или что ты, как автор, плох. Это значит, нужно писать ещё. И подаваться на новые конкурсы. Только тот, кто много пишет, кто становится сильнее с каждым завершённым текстом, только тот, кто подаёт тексты на самые разные конкурсы, сможет один из них выиграть.
Так что если хочешь выиграть в лотерею, купи билет.