Найти тему

Как воспитывать детей

Мы все на словах хорошо понимаем, что затюкивать ребёнка — плохо, не признавать его чувства — плохо, ругать за проявление эмоций — плохо и т.д. Но заметить такие поступки у себя лично могут лишь некоторые родители. Ведь мы многое делаем на автомате, а ещё следуем моделям поведения из собственного детства. Хотите посмотреть на себя со стороны? Прочитайте про разные стили воспитания!

Психолог Джон Готтман, автор книги “Эмоциональный интеллект ребёнка” и вообще основоположник жанра, исследовал стили воспитания. Их получилось три:
- Отвергающий
- Невмешивающийся
- Эмоциональный

Отвергающий стиль воспитания:

  • Хочет, чтобы ребёнок как можно скорее избавлялся от отрицательных эмоций (ребёнок в слезах просил игрушку — родитель переводил внимание “на вооон ту птичку”, стараясь быстренько отвлечь).
  • Считает негативные эмоции вредными и опасными (“Кто это у нас тут плачет? Ну-ка, слёзки, пошли вон! Уходите от нашей Машеньки!”).
  • Минимизирует чувства ребёнка и преуменьшает важность события, которое вызвало эмоцию (“И совсем не больно!”).
  • Может считать эмоции признаком слабости (“Что ты нюни разводишь, будь мужиком!”).
  • Осуждает и критикует то, как ребёнок проявляет эмоции (“Что за цирк ты тут устраиваешь, ну-ка успокойся!”).
  • Боится выпустить эмоции из-под контроля.
  • Не одобряет проявление чувств.

Невмешивающийся стиль воспитания:

  • Принимает любое поведение ребёнка (“Это же ребёнок, чего вы от него хотите!”).
  • Считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, только пережить их (“Поплачь, поплачь” — без последующего проговаривания ситуации).
  • Всё разрешает, не устанавливает никаких ограничений (“В жизни и так много сложностей, пусть хотя бы у ребёнка их не будет”).
  • Не помогает ребёнку в решении проблем (“Чего я буду вмешиваться в детские разборки, сами разберутся”).
  • Даёт минимум советов о том, как себя вести.
  • Не прививает знания об эмоциях.

Эмоциональный стиль воспитания:

  • Использует эмоциональные моменты, чтобы выслушать малыша, сопереживать ему (“Ты плачешь потому, что так обидно?”).
  • Помогает малышу называть эмоции, которые он испытывает (“Я понимаю, ты расстроен, что мы не купили шоколадку…”).
  • Предлагает варианты управления эмоциями и решения проблем (“Давай медленно выдохнем и досчитаем вместе до пяти. Один…”)
  • Устанавливает границы для поведения, но не для эмоций, учит социально приемлемым способам выражения чувств (“Мы находимся в ресторане. Тут нельзя кричать в голос. Люди вокруг отдыхают, и мы не хотим никому мешать. Давай выйдем на улицу”).
  • Уважает эмоции ребёнка (“Ты подумала, что мама ушла и не вернётся? Конечно, ты испугалась! Любой бы на твоём месте испугался”).
  • Не указывает, как ребёнок должен себя чувствовать.
  • Расценивает отрицательные эмоции малыша как возможность для сближения.

! Эмоциональный стиль воспитания основывается на признании эмоций. Это выражается следующим образом:

  • Отражение эмоций с помощью выражения лица.
  • Обозначение чувств, которые испытывает ребёнок (“Я вижу, ты сердишься” или “Ты сейчас такая счастливая”).
  • Описание эмоций (“Ох, игрушка сломалась! Ты, наверное, расстроился!”).
  • Принятие и отказ от оценки — вы не пытаетесь изменить эмоции ребёнка и не критикуете за то, что он чувствует (“Ты испугался” вместо “Ты что у меня, трусишка?”).

По материалам книги “Почему ребёнок плачет и смеётся”. Занятия по комплекту помогают детям развивать эмоциональное понимание и осознанность, а родителям — создать доверительную атмосферу в семье и помогать ребёнку расти счастливым.

Ставь 👍 и задавай вопросы в комментариях🤓 Чтобы не пропустить, подписывайся на наш канал, у нас ооочень интересно💖__________________________________
📌 Для читателей нашего канала действует специальная скидка 10% по кодовому слову ДЗЕН. Переходи на umnitsa.ru 😍