Найти в Дзене
МАГУСТО

Есть ли жизнь после смерти... Или история руин в ландшафтном дизайне

Грот "Руины" в Александровском саду в Москве
Грот "Руины" в Александровском саду в Москве

Сегодня будет немного грустная, но больше романтическая история о второй жизни когда-то пышных сооружений и их ансамблей в садово-парковой архитектуре.

Исторические парки и скверы привлекательны не только возможностью проводить там свой досуг под покровом вековых деревьев, но и ощутить старину в естественном виде, потрепавшемся временем, выщербленным ветрами и дождями, отдаленно напоминающим о былых событиях и культурном ландшафте, который в виде руин сохранился до наших дней.

Может когда-то и эта усадьба станет значимыми руинами садово-паркового ансамбля
Может когда-то и эта усадьба станет значимыми руинами садово-паркового ансамбля

Сегодня вновь после векового индустриально-строительного прогресса, как когда-то в парковой архитектуре романтичной Англии 18 века, начался период художественного осмысления архитектурного наследия, его реконструкции и реставрации. Одним из подходов к возвращению обветшалых сооружений в архитектурно-ландшафтную среду является "руинирование"

РУИНИРОВАНИЕ - метод ретроспективной интерпретация (обработки) останков сооружений, которые некогда являлись значимыми архитектурными объектами в среде до состояния их художественной целостности. Если задача исследователя в этом процессе заключается в восстановлении первоначального вида сооружения на чертежах, то для посетителя или туриста - это функциональный арт-объект, символизирующий прошлое и органично встроенный в современный городской или садово-парковый ландшафт.

Согласитесь, человеку свойственно проявлять больший интерес к полуразрушенным, заброшенным постройкам, где можно полазить, спуститься в подземелье или, наоборот, забраться по осыпающейся лестнице наверх. Руины наполнены чем-то мистическим, и притягивающим, вызывающим эмоции и всевозможные ассоциации. Заканчивая свое прямое предназначение здание, будучи уже руинами, оно превращается в объект созерцания – умиротворяющего, меланхолического, возможно, эйфорического и почти всегда философского.

Частично обрушившаяся колоннада Аполлона в г. Павловск
Частично обрушившаяся колоннада Аполлона в г. Павловск
Пейзажный парк в г. Павловск
Пейзажный парк в г. Павловск

Исторические корни "обживания" руин в садово-парковой архитектуре относятся к 18 веку. Классический европейский регулярный стиль формирования ландшафта, доведенный до идеальных форм, порой кажущихся искусственными, столкнулся с романтическими течениями Английской культуры. Парки начинают создавать как инсценировку природного ландшафта с добавлением искусственных руин. В ландшафтные композиции включают гроты, каскады, груды останков колонн, капителей, иногда даже фрагменты сооружений по типу каменоломен.

Старый мост через ручей в парке
Старый мост через ручей в парке

Окончательно руинированный ландшафт в арсенал садово-парковой архитектуры вошел в 19 веке. Разрушенные элементы архитектуры, соседствующие с деревьями, кустами, всем, в чем воплощена природа, во многом и отражали дух того направления в искусстве, которое стали называть Романтизмом. Руина прочно вошла в пейзажную среду эпохи.

Адаптированные для использования руины старой башни в парке Царицыно
Адаптированные для использования руины старой башни в парке Царицыно

Сегодня направление руинизма в урбанизированной среде связано, во-первых, со статусом памятников архитектуры, которые нельзя сносить, но в то же время сложно восстановить в оригинальном виде, а во-вторых, поиском новых форм, их комбинаций, выразительных фактур материалов и стен, которые контрастируют с современной застройкой, но очень притягательны, имеют человеческий масштаб и отражают культурно-исторический контекст места.

Если понравилась статья, ставьте лайк, пишите комментарии, подписывайтесь на наш канал! Для нас это огромный стимул писать о важном и полезном !!!