Во Второй мировой войне, немецкая армия славилась своей отличной организацией. Во время боев боеприпасы всегда доставлялись вовремя, и солдаты редко голодали. Однако в боях под Сталинградом немецкие интендантские службы показали исключительную леность, часто вызывающую смятение или даже ярость товарищей в осаде.
В конце ноября 1942 года, в результате советского контрнаступления, в окружение под Сталинградом попали: 6-я немецкая армия, 4-й танковый корпус 4-ой танковой армии и румынские соединения: 20-я пехотная дивизия и 1-я кавалерийская дивизия. В общей сложности было около 270 000 человек под командованием генерала Фридриха Паулюса. Гитлер ранее не соглашался эвакуировать эти подразделения. Теперь, до прибытия помощи и "вырубки" коридора в Сталинград, они должны были снабжаться Люфтваффе.
В конце ноября 1942 года, в результате советского контрнаступления, в окружение под Сталинградом попали: 6-я немецкая армия, 4-й танковый корпус 4-ой танковой армии и румынские соединения: 20-я пехотная дивизия и 1-я кавалерийская дивизия. В общей сложности было около 270 000 человек под командованием генерала Фридриха Паулюса. Гитлер ранее не соглашался эвакуировать эти подразделения. Теперь, до прибытия помощи и "вырубки" коридора в Сталинград, они должны были снабжаться Люфтваффе.
В конце ноября 1942 года, в результате советского контрнаступления, в окружение под Сталинградом попали: 6-я немецкая армия, 4-й танковый корпус 4-ой танковой армии и румынские соединения: 20-я пехотная дивизия и 1-я кавалерийская дивизия. В общей сложности было около 270 000 человек под командованием генерала Фридриха Паулюса. Гитлер ранее не соглашался эвакуировать эти подразделения. Теперь, до прибытия помощи и "вырубки" коридора в Сталинград, они должны были снабжаться Люфтваффе.В конце ноября 1942 года, в результате советского контрнаступления, в окружение под Сталинградом попали: 6-я немецкая армия, 4-й танковый корпус 4-ой танковой армии и румынские соединения: 20-я пехотная дивизия и 1-я кавалерийская дивизия. В общей сложности было около 270 000 человек под командованием генерала Фридриха Паулюса. Гитлер ранее не соглашался эвакуировать эти подразделения. Теперь, до прибытия помощи и "вырубки" коридора в Сталинград, они должны были снабжаться Люфтваффе.
В это время ситуация немецких и румынских войск в котле становилось отчаянным. Бушующие снежные бури и сильный мороз уничтожали бойцов, способных сражаться.
В конце концов, было съедено 4 000 румынских кавалерийских лошадей, для которых больше не было корма. Однако это не принесло большой пользы. Генерал Вильгельм Адам, один из ближайших сподвижников Паулюса, так вспоминал об этом в своей книге "Трудное решение":
С 15 декабря рационы хлеба приходилось сокращать до ста граммов в день. Два ломтика хлеба в день, немного супа из конины, несколько чашек горячего травяного чая или солодового кофе. Этого должно было быть достаточно для солдат, чтобы жить и сражаться, чтобы противостоять морозам, снегу и бурям.
Когда конина закончилась, немецкие солдаты стали ловить сталинградских кошек и крыс ...
Люфтваффе приходит на помощь
Немецкое командование подсчитало, что для нормального функционирования немецкой армии под Сталинградом необходимо 700 тонн припасов в день. Минимальный объем поставок должен был составлять 500 тонн: 300 тонн топлива, 140 тонн продовольствия и медикаментов и 30 тонн боеприпасов. Одного только хлеба требовалось около 40 тонн в день.
„День за днём, неделя за неделей, всю зиму”, – так торжественно заверил Гитлера об участии Люфтваффе в создании воздушного моста со Сталинградом командующий авиацией Герман Геринг. У "Толстого Германа" не хватило смелости сказать своему фюреру, что это было в принципе невозможно. Немецкие штабные сотрудники подсчитали, что для перевозки даже этого минимального количества было необходимо как минимум 800 транспортных машин Юнкерс Ю-52. При этом на всех фронтах их было всего 750! Кроме того, все они одновременно должны были быть в хорошем техническом состоянии.
Так самолеты начали стягивать со всех уголков Рейха. К концу ноября 1942 года немцам удалось набрать всего 200 машин Ю-52. Их поддерживали около 190 бомбардировщиков Хейнкель Хе-111, а также две эскадрильи устаревших Юнкерс Ю-52. Позже немцы бросили в действие все, что могло подняться в воздух. Таким образом, над Сталинградом появились самолеты морского патрулирования Фокке-Вульф Fw 200 "Кондор" , новые бомбардировщики Хейнкель Хе-177 и даже огромный прототип Юнкерс Ю-290, мощный самолет, способный долететь до Америки. Для пилотирования всех этих машин были привлечены даже курсанты лётных школ и пилоты гражданской авиации компании Lufthansa (Люфтханза).
Сталинградская "элегантность"
Первые неудачи с немецким снабжением произошли еще до окружения войск Паулюса. В середине ноября, для подготовки солдат 6-й армии к зиме, верховному командованию было предложено предоставить зимнюю одежду. В конечном итоге им были высланы целые вагоны с гражданской одеждой, собранной специально для воевавших под Сталинградом. Ошеломленные солдаты сообщили тогда в штаб армии, что:
При открытии вагонов, заполненных одеждой, солдаты увидели такую нелепость. Помимо полезных вещей, там были сотни женских шуб, покрывал и других изделий из меха, в том числе очень дорогие вещи, которые были бесполезны на фронте. Очевидно, что одежда, предлагаемая населением, вообще не подвергалась пересмотру, а направлялась дальше без выбора. Пусть военные подумают, что они смогут с этим поделать. (цит. Вильгельм Адам)
Презервативы и майоран
После закрытия котла каждый килограмм доставленного по воздуху груза имел большое значение для немцев. Случилось, однако, что тоннаж, часто оплаченный жизнями летчиков, был выбран бездумно. В своей книге Вильгельм Адам упоминает негодование Паулюса и его сотрудников, когда вместо ожидаемой еды или лекарств прислали несколько больших ящиков Железных крестов, Рыцарских и Немецких крестов. Также были доставлены два огромных ящика с хорватскими медалями, в то время как в котле был только один хорватский артиллерийский полк!
Одна из доставок вызвала особый гнев у солдат Паулюса. Вильгельм Адам цитирует здесь главного квартермейстера 6-й армии, майора Вернера фон Куновского, который заявил на одной из встреч:
Могу привести и другие скандальные примеры. (...) Последними самолётами было отправлено десятки ящиков, заполненных защитными средствами для мужчин, пять тонн конфет, четыре тонны майорана и перца и двести тысяч пропагандистских брошюр. Я бы хотел, чтобы бюрократы, ответственные за это, по крайней мере неделю просидели в котле. После этого они бы больше не совершили такого идиотизма.
Организация поставок в котел, вероятно, никем не контролировалась, и, похоже, самолеты были загружены только тем, что было под рукой. В других поставках были даже рубероид и колючая проволока. Между тем склады немецкой армии в Ростове трещали по швам от пшеничной муки и сливочного масла, столь необходимых для Сталинграда.
Трагическая операция немецкой авиации
Немецким летчикам-спасателям нельзя было отказываться от участии в операции по снабжению окруженных войск. Для них предназначался аэродром Питомник - единственный, который мог принимать большие транспортные самолеты. Первые полеты с поставками были осуществлены 25 ноября, тогда было доставлено 75 тонн запаса. Однако по мере ухудшения погоды миссии становились все более рискованными. Из-за отсутствия видимости, снежных метелей, при температуре минус 30 градусов, летать могли только опытные экипажи. Случались несчастные случаи.
Советские истребители также не простаивали, собирая обильный урожай в виде уничтоженных в воздухе и на земле немецких самолетов. Кроме того, по периметру котла советские войска разместили 1100 зенитных орудий, установили прожекторы для стрельбы ночью и заградительные аэростаты. Днём "Питомник" подвергался бомбардировкам штурмовиками Ил-2, а по ночам бипланами "Кукурузниками"
В пиковый момент, 7 декабря 1942 года, в котел удалось доставить 282 тонны снабжения. Это чуть больше половины предполагаемого минимума, которого так и не удалось достичь. Бывали также дни, когда погодные условия способствовали тому, что транспорт не прибывал вовсе. Последние немецкие самолеты появились в районе Сталинграда вечером 2 февраля 1943 года. Уже несколько дней они не могли приземлиться, они могли только сбрасывать припасы в контейнерах на парашютах. В тот же день Советский Союз подавлял последние костры немецкого сопротивления в котле.
Люфтваффе понесло огромные потери в операциях над Сталинградом. Германия потеряла в общей сложности 487 транспортников, из которых 211 в результате несчастных случаев. Погибли 1100 летчиков. Такая ужасная цена была заплачена, между прочим, за доставку несколько тонн презервативов, специй, орденов и пропагандистской прессы.
Читайте также: Последняя речь Гитлера по радио. Что он сказал людям, когда война была проиграна?
Спасибо за прочтение этой статьи. Если она вам понравилась, ставьте палец вверх, делитесь в соцсетях, а также подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. Заранее спасибо!