Л. Н. Толстой вычеркивает те определения, которые могут вызвать антипатию к Пьеру. Таким образом, работа идет в направлении усиления характеристики его физического здоровья, силы, крепости, вычеркивается все, что противоречит этому, создаст впечатление о рано отяжелевшем барине.
Для психологического анализа Л. Н. Толстого характерно стремление к изображению всей сложности и глубины, а иногда и противоречивости душевных движений героев.
Это же находит свое полное выражение и в портретных зарисовках,: рог дается внешнее изображение одновременно нескольких чувств, противоречивых переживаний героев.
Лев Толстой большое внимание уделяет портретной характеристике
(в связи с внутренней) даже второстепенных, эпизодических персонажей (так характеризуются, например, образы Тушина, Алпатыча, ген. Коновницына, старика-князя Болконского, Лаврушки, хозяйки бала и ряда других).
Таково, например, изображение портрета (точнее: одной улыбки в соединении с внутренними переживаниями) хозяйки бала, первого бала для Наташи Ростовой.
Лев Толстой вводит и ряд общих портретных зарисовок (ополченцы, работающие на поле, пленные французы и др.), что еще более усиливает эпический характер произведения.
Весьма интересно, что, характеризуя всех основных (положительных) героев в развитии, что раскрывает, подчеркивает наличие больших внутренних сил, духовного богатства, этих героев, показывая это преимущественно при помощи портретных зарисовок.
Убедительно и оригинально использует Л. Н. Толстой другой художественный прием: выделение одной черты внешности.
Этот прием специально выделен в работе С. И. Леушевой. Л. Н. Толстой весьма часто использует этот прием при характеристике и положительных и отрицательных персонажей. В каждом случае употребление этого приема имеет совершенно различную функцию.
Повторение упоминания о доброй и робкой улыбке Пьера помогает быстрее понять общее добродушие, свойственное ему, неспособность к действию и борьбе (на первом этапе жизни).
Частое повторение характеристики лучистых глаз кн. Марьи как бы заставляет забыть о ее внешней некрасивости, глубже оценить ее душевное богатство и красоту.
Л. Н. Толстой специально останавливает паше внимание на выражении глаз Наташи, княжны Марьи и др. положительных героев. Это сосредоточенное внимание к одной детали внешности позволяет ему глубоко и полно раскрыть душевную жизнь героев.
В критической литературе о Л. Толстом нередко встречается термин «разговор глаз», при помощи этого приема автор как бы передает «разговор без слов», внутренние параллельные переживания героев.
Так, княжна Марья хочет узнать у Наташи о состоянии здоровья брата; она страшится задавать этот вопрос, — но и не может его не задать. Предельная искренность и душевная близость обеих героинь очень четко выявляется в «немом разговоре».
Л. Толстой очень умело переводит характеристику внутренних параллельных переживаний героев в плоскость внешнего выражения этих переживаний в форме «разговора глаз».
Больше того, Толстой здесь даже подчеркивает предельную искренность, ясность такого «разговора глаз» по сравнению с устной речью.
Внутренний монолог героев здесь четко выражен в форме «разговора глаз». Характерно, что этот прием употреблен автором только для характеристики положительных героев; мы не найдем, например, в романс такой характеристики по отношению к Элен и др. отрицательным персонажам.
При изображении отрицательных персонажей тоже употребляется прием выделения одной черты, но этот прием помогает выявлению их душевной бедности, однолинейности, немногогранности. Такова, например, ничего не выражающая «дежурная» сияющая улыбка Элен, та же постоянная «сдержанная улыбка» «энтузиастки» Анны Павловны Шерер, красный висячий нос Аракчеева и др.