Найти в Дзене
Писатели 30-х годов
В 30-е годы русские писатели выступили за реализм нового типа: они ратовали за обращение к самой будничной жизни, ибо только таким путем можно было обнажить уродство крепостнической действительности, показать тяжелую долю народа. Не случайно идея о глубоком изучении прозы жизни пронизывает все лучшие художественные и публицистические произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова и Кольцова. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» сыграл значительную роль в борьбе за реализм. Лермонтов выступил в этом произведении, как единомышленник Пушкина и Гоголя, соратник Белинского...
5 лет назад
Об оценке работы Лермонтова
Лермонтов показал, что романтический флёр нередко служит средством Грушницким прикрыть свои грязные дела. Лермонтов разоблачил романтизм, и в эстетическом плане. Известно, как метко и остроумно высмеял Белинский пристрастие романтиков типа Бенедиктова и Марлинского к фразе, к эффектному слову, за которым нет глубокого содержания. Такая фраза могла привлечь внешним блеском, но при глубоком рассмотрении оказывалась мыльным пузырем. В разоблачении романтической фразеологии Лермонтов шел в ногу с Белинским:...
5 лет назад
Романтизм и Лермонтов
Лермонтову казалось, что Печорин способе главным образом на отрицание, он может давать людям только горькие лекарства. Белинский же в самом отрицании Печорина, как и автора, увидел семена глубокой веры в достоинство жизни и людей. Он указывал на способность героя романа бороться за новые идеалы. Лермонтову представлялось, что Печорин испил до дна чашу жизни, Белинский же понял, что его герой едва коснулся пены этой чаши: он еще молод — впереди у него большая жизнь. Белинский дал глубокую характеристику...
5 лет назад
О темной стороне Печорина
Скупой язык записей Печорина нередко сменяется приподнятым, романтическо-ярким. Обычно сдержанный на красочные эпитеты и сравнения, писатель теперь широко прибегает к этим краскам. В описании Койшаурской долины поэт не скупится на красочные, цветные эпитеты. Таковы, например: красноватые скалы, желтые обрывы, золотая бахрома снегов, черное ущелье, серебряная нить реки. Характерны также и сравнения: туманы ползут, как змеи; на земле, на небе тихо, как в сердце человека в минуту утренней молитвы;...
5 лет назад
Печорин на дуэли
Печорин мог вести нечестную игру с Мери, холодно наблюдать ее волнение, но, встретив ее тоскующий взгляд, искренне пожалеть девушку. Он мог холодно протянуть руку Максиму Максимовичу, а увидев, как огорчился старик, обнять его. Когда мы читаем то место в романе, где Печорин на дуэли говорит доктору: «Может быть я хочу быть убит», мы думаем, что Григорий Александрович не ценит жизнь, а когда останавливаемся на волнующем описании чудесного кавказского пейзажа, где Печорин с замечательной поэтичностью передает прелесть природы, мы понимаем, что герой романа любит жизнь, понимает ее красоту...
5 лет назад
Черты характера героев «нашего времени»
Автор постоянно подчеркивает то противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий Печорина, о котором говорил Белинский. Так, в дуэли с Грушницким Печорин проявляет удивительную храбрость, находчивость, благородство души — он делает то, что не в состоянии был сделать Онегин: подавляет в себе голос светской чести, протягивает руку противнику. Однако применяются эти огромные силы Печорина в самых ничтожных обстоятельствах — ссора пустая, результат ссоры—трагический: убит человек, недавно еще дружески протягивающий Печорину свою руку...
5 лет назад
Развитие Печорина в «Герое нашего времени»
Продолжим рассказ о Лермонтове и его творческом пути по созданию персонажей в «Герое нашего времени». Легко себе представить, что в иной исторической обстановка при благоприятных обстоятельствах Печорин мог бы найти применение своим силам. Останавливаясь на предисловии Лермонтова, в котором писатель обещает в свое время опубликовать толстую тетрадь, где герой романа рассказывает всю свою жизнь. Лермонтову не удалось осуществить свой замысел, показать переродившегося, обновленного Печорина, но в...
108 читали · 5 лет назад
Кавказ и Лермонтов
Облик таманцев, как и Печорина, сливается с картинами могучей морской стихии, образы горцев Казбича, Азамата нераздельны с краем диких ущелий и быстрых рек. Пейзаж у Лермонтова часто очеловечен — в орбиту наблюдений входят не только горы и реки, но и люди. Но эти образы как бы дополняют природу, ее картины. Такова, например, одна из первых сцен при встрече автора с Максимом Максимовичем. Нередко писатель создает звуковой пейзаж он слышит разнообразную гамму голосов, звуков и опять-таки в этом пейзаже передается жизнь трудового Кавказа, Кавказа простых людей...
114 читали · 5 лет назад
В заключение о таманцах
На фоне этих светлых образов раскрываются новые грани печоринского характера — его способность к горячему порыву и в то же время его раздвоенность, опустошенность. Чрезвычайно показательно отношение Максима Максимовича к Печорину: он любит Печорина, а человек, с такой благородной душой, как Максим Максимович, неспособен был привязаться к пустому и никчемному офицеру. Конечно, до конца понять характер своего молодого друга он не может, но он но-своему почувствовал силу и самобытность этой натуры, ее противоречие...
6 лет назад
Как Лермонтов раскрывал Вернера
В литературе о Лермонтове совершенно справедливо указано, что прообразом Вернера является друг декабристов доктор Меер. Не исключена возможность, что на этот характер оказал влияние и Белинский, с которым Лермонтов до этого был знаком но статьям, отдельным встречам, хотя и не перешедшим в дружбу, как это наметилось позже при посещении Белинским заключенного писателя. Печорин близок Вернеру материалистическим мировоззрением, острым аналитическим умом. Многие из характеристик Верчена — это характеристики и героя романа...
6 лет назад
Таманьцы и Печорин
Следуя пушкинской традиции — краткости и лаконизму при глубине мысли, — Лермонтов в одной резкой детали раскрывает большую идею. Он завершает историю с таманцами таким эпизодом: брошенный Янко и девушкой плачет слепой мальчик. Он чувствует себя виновником страданий мальчика и всех остальных таманцев. В следующих главах Лермонтов покажет причины этих противоречий: светская среда извратила богатую, одаренную натуру Печорина, обессмыслила его жизнь. Серьезное значение для понимания характера Печорина...
6 лет назад
Борьба Янко с Печориным
С симпатией рисует Лермонтов образ мужественного пловца Янко, с волнением показывает писатель борьбу смельчака с разбушевавшейся стихией. Поэзия удали и отваги веет от девушки-подруги Янко. Она вступает в единоборство с Печериным, который может погубить всю их группу: тут проявляет она ловкость, выдержку, силу. Шевыреву девушка из Тамани кажется смесыо Гетевой Миньоны и Эсмеральды Гюго, но для Лермонтова важно было показать смелый, сильный характер русской девушки. Так показан мир мятежного народа, мир таманцев...
6 лет назад