Здравствуйте, уважаемые читатели.
В одной из моих статей, "Троянская война. Первые девять лет", мы с вами начали говорить об одной из самых легендарных войн в истории человечества. Сегодня я предлагаю вам продолжить обсуждение этого противостояния.
О каких событиях троянской войны нам рассказывает "Илиада"? Чем закончилось противостояние? Какое влияние оказала эта война на эллинистический мир? Давайте разбираться!
И снова вмешалась Любовь...
События "Илиады" начинаются с конфликта в стане эллинов - один из лидеров напавших, царь Агамемнон, похищает дочь жреца Аполлона. Тот, придя к нему, молит царя о милосердии и возвращении дочери. Царь, естественно, отказывает, желая оставить красавицу в своём шатре - десять лет уж осаждают Трою а женщин в армии "кот наплакал"...
Но Агамемнон не учёл один маленький нюанс - бога Аполлона, к которому обратился жрец с просьбой об отмщении наглым эллинам. Тот, внемля мольбам своего верного слуги, наслал на войско осаждавших моровую язву, рьяно начавшую восстанавливать баланс между мужчинами и женщинами.
Ахилл, не желая видеть гибель солдат не от копья противника, собрал народ и убедил всех, что нужно вернуть девушку папеньке. Агамемнон, понимая, что спорить бессмысленно, могут и прибить ненароком, соглашается отдать жрецу его дочь. Но женщин в стане по-прежнему мало, поэтому царь компенсирует "потерю" с помощью горячо любимой рабыни Ахилла, на которого он затаил злобу.
Ахилл, не ожидавший такого "подвоха", гневается и с помощью "связей" - своей матери - уговаривает Зевса лишить греков всех побед до тех пор, пока Агамемнон не вернёт ему рабыню. Зевс, видимо от скуки, соглашается и начинает понемногу "подтасовывать карты" в пользу троянцев.
Греки и троянцы решают в конце концов сразится на поле боя. Но поскольку война началась из-за Елены, то два её мужа, юридический и фактический, Менелай и Парис, решают устроить небольшую дуэльку. До смерти. Побеждает Менелай, но Афродита, помня о том, что она самая прекрасная только благодаря Парису, спасает его от гибели и уносит с поля боя в Трою.
Агамемнон настаивает на том, что греки победили в этом бою, и требует от троянцев капитуляции. Но один из троянцев, науськанный богами, не желающими пропускать такое зрелище, выпускает стрелу в Менелая, чтобы не допустить мира по соглашению.
Начинается битва. Поскольку ни одна из сторон не смогла одержать уверенной победы, к вечеру заключается перемирие, чтобы оказать помощь раненым и похоронить погибших.
После того, как сражение возобновилось, греки начали потихоньку уступать позиции. Брат Ахилла, Патрокл, не желая видеть гибель армии своего народа, уговаривает его позволить отряду Ахилла (который до сих пор злится на Агамемнона) вступить в битву. Ахилл уступает брату, отдаёт ему своё снаряжение и отряд, но отказывается помогать грекам лично.
Троянцы, увидев отряд Ахилла и Патрокла в его доспехах, вспомнили, что забыли выключить чайник и спешно направились обратно в Трою. У стен города Патрокл начинает дуэль с Гектором, братом Париса, и погибает от его руки.
Ахилл, подавленный гибелью брата, мирится с Агамемноном и на следующий день лично вступает в сражение, убивая многих троянских героев, в том числе и Гектора, мстя ему за убийство брата.
События "Илиады" заканчиваются перемирием между греками и троянцами, в ходе которого устраиваются погребальные церемонии для погибших в бою героев Эллады и Трои.
Но война продолжается...
И греки, и троянцы продолжают терять солдат в боях. Лучшие из лучших погибают в безжалостной мясорубке. Казалось бы, Троя неприступна. Эллины зря только несут потери в этой войне. Но тут вмешалась Афина...
Эпей, один из греческих воинов, получает от богини небольшой совет - подарить троянцам коня. Большого, деревянного. С небольшим люком и большой полостью.
Лидеры эллинов радостно соглашаются с этой мыслью, помогают Эпею построить "дар" и собирают отряд из храбрейших воинов своей армии под предводительством Одиссея. Отряд прячется в коне, а греки, сев на корабли, отплывают от берегов Трои и прячутся за одним из островов.
Синон, родственник Одиссея, остаётся на берегу и объявляет о капитуляции греков. Коня он называет подарком богине Афине, чтобы она не покарала их за трусость, проявленную на поле боя. Он заявляет, что уничтожение коня обернётся гневом богини, а установка его в акрополе на почётном месте, принесёт Азии вечную славу в битвах с Европой.
Троянцы, радостно и красиво развесив лапшу на своих ушах, следуют совету и помещают коня в самом центре своего города. Глубокой ночью Синон выпускает греков, которые дают сигнал "капитулировавшей" армии об успехе затеи.
Эллинская армия возвращается и при содействии отряда, возглавляемого Одиссеем, берёт Трою и сжигает город дотла. Не, а что он так долго не сдавался? Взяли бы сразу - пограбили бы чутка, а так... Лучше сжечь, а то вдруг ещё раз в осаду брать придётся...
А Менелай-таки вернул Елену...
А в чём, собственно, смысл?
В принципе, взятие Трои не принесло эллинам ничего хорошего. Да, пограбили. Да, вернули Елену (что не очень и важно-то).
Но, во-первых, большая часть армии погибла в этой войне. Либо в сражениях, либо от болезней, либо в море. А гибель людей в то время оказывала катастрофическое влияние - в армию ведь призывалось почти всё мужское население. Вот и итог: демографическая яма, падение экономики, падение общей боеспособности греческих государств.
Во-вторых, этот поход породил множество конфликтов внутри самих греческих элит, которые вместе со старыми распрями также унесли немало жизней.
Хотя всё это - земные моменты. В общем и целом, троянская война - является героическим эпосом эллинского народа, символизирующим доблесть, отвагу и силу духа. Ум и хитрость, присущие грекам. Но, на мой вкус, легендарное противостояние проявила не столько положительные, сколько отрицательные качества эллинского народа...
Историк и археолог Лев Клейн в своей книге "Троянская война: Эпос и история" высказал предположение, что никакой троянской войны в том виде, в котором Гомер её описал (и в котором вы ознакомились с ней в моих статьях) - никогда не было. Этот миф был создан с целью побудить к объединению все греческие племена и царства в борьбе за защиту эллинистического мира.
Как вы считаете, насколько справедливо это предположение? Делитесь своим мнением в комментариях!