Государство это такое всеобъемлющее и повсеместное явление без которого мы уже не представляем себе человеческое общество. Оно считается вершиной развития цивилизации - от первобытности к государству. А так ли это? Может существовали и другие пути развития?
Первое государство возникло не так уж и давно, всего то в IV тыс. д.н.э. в Месопотамии, у загадочного народа шумеров. Почти одновременно с ним государство появилось и в Древнем Египте. Но это и все. А ведь люди существовали уже сотни тысяч лет и как-то обходились без этой структуры. Однако после шумеров и египтян и,наверное, косвенно и под их влиянием это явление стремительно охватывает весь мир.
Однако в эту же эпоху существовали и другие формы организации общества не менее сложные и эффективные. Забавно, что само слово "государство" к нам пришло из языка народа у которого не было государства и означало оно там совсем другое. Слово это древнегреческое и означало просто "общество".
Афины - город-негосударство
Ошибка в этом словосочетании допущена преднамеренно, для противопоставления обычному понятию "город-государство" и, кстати, это относится и к другим регионам Древней Греции. Разве что Спарта составляет некоторое исключение.
Что вообще отличает государство от от не государственных структур. На самом деле это всего два из 6-7 выделенных признаков государства.
1. Наличие отделенной от общества публичной власти.
2. Наличие специального аппарата принуждения.
Говоря проще это наличие специальной категории людей занимающихся только управлением и наличие полиции, судов и монополии на применение силы. Проблема государства, кстати, именно в этом. Очень часто, выделившаяся прослойка управленцев, чиновников или политиков, можно называть как угодно, выражала интересы только одной категории общества, а иногда и вообще только самих себя.
Так вот, в Афинах и вообще в Афинской республике, которая была отнюдь не маленькой, да и в других древнегреческих полисах эти признаки отсутствовали. Ну не было у них чиновников и управленцев, как не было и полиции, профессиональных судов, тюрем и регулярной армии. И, естественно, не было такого понятия как " глава государства", как его ни назови - король, император, президент, вождь. Не было такого.
Однако Афины были большим городом, а Афинская республика не маленькой и достаточно значимой страной в ту эпоху, которая с треском разгромила классическое государство - Персидскую империю. В республике была развитая и сложная экономика, сложное социальное устройство. Как же она управлялась?
Законодательная власть
Верховным органом было национальное собрание(экклесия), в котором имели право участвовать все мужчины - граждане не моложе 20 лет, независимо от материального положения и рода занятий. Более того, для малоимущих граждан существовала оплата за участие в собрании в размере дневного заработка ремесленника. Собиралось оно довольно часто - раз в 9-10 дней. Это был классический законодательный орган. Собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира и вообще глобальные проблемы.
В промежутках между собраниями функционировал, так называемый "совет пятисот" (булэ), который делился на 10 подразделений, каждое из которых работало 1/10 часть года. Вот тут то и кроется подвох. Дело в том, что в булэ не выбирали и не назначали. Все решал жребий. По 50 человек от каждого из 10 территориальных образований (филы). Жребий могли тянуть все, независимо от богатства, знатности и рода занятий. Интересно, что и глава булэ и каждого из десяти подразделений тоже выбирался жребием.
Выбирался этот орган всего на год и попавший туда уже не участвовал в жеребьевке на следующий год. Только через несколько лет и всего только раз еще. Можно сказать, что при такой системе фактически каждый гражданин побывал у власти и приобретал управленческий опыт.
Координация и общее управление Афинским морским союзом осуществлялось собранием представителей от полисов входящих в этот союз, по десять от каждого. Причем они тоже избирались жребием в своем полисе.
Судебная власть
Всеми судебными делами ведала коллегия судей (гелиэя) состоящая из 6000 человек. Причем они тоже выбирались жребием из мужчин не моложе 30 лет и всего на год. Гелиэя делилась на 10 дикастериев, которые и занимались конкретными делами. Такая схема практически исключала коррупцию. Представьте себе - договориться или подкупить 500 судей.
При этом не существовало никаких правоохранительных силовых органов. Этими вещами занимались сами граждане - обвиняли, арестовывали и отправляли в суд. Причем если подсудимого оправдывали, то был большой шанс, что те кто инициировал дело сами шли под суд за клевету. Потому прежде чем тащить кого то в суд надо было сильно позаботиться о доказательствах. Не было и тюрем. Вариантов приговора было всего три - казнь, изгнание (лишение прав), оправдание.
Интересно, что в случае взятия с поличным при краже или убийстве граждане были наделены правом судить самим, на месте. Для этого тут же выбирались присяжные из местных жителей и решали вопрос. Обычно быстро и конкретно.
Власть исполнительная
Вот тут все сложнее и жребий отсутствовал. Составляли эту власть две коллегии - стратегов и архонтов. Стратеги занимались военными делами, а архонты гражданскими и экономическими. Каждая из коллегий состояла из 10 человек.
Понятно, что эти функции требовали большого профессионализма и греки это понимали. Потому никаких жребиев, а только выборы. Однако опять же всего на год. Глава коллегии правда также избирался среди них жребием, но всегда были некие неформальные лидеры в этих коллегиях, которые реально ими руководили. Например, Перикл, который просто несколько раз избирался в стратеги и был неформальным лидером, но никаких официальных особых полномочий не имел и в любой момент мог быть отстранен. Все зависело только от результатов деятельности.
Всю эту систему в совокупности невозможно назвать государством, в том смысле, в котором его воспринимают сейчас. Интересно, что сами греки четко отличали эту систему от государственной, которую они называли "тиранией" или "олигархией". Так они называли например Персидское царство. Кстати, так же они и называли и поздние первобытные догосударственные структуры.
И греки были не единственные. Римскую республику тоже сложно назвать государством в полном смысле этого слова, слишком много несовпадений и различий, хотя сложностью и эффективностью она не уступала любому государству, а во многом даже превосходила.
Кроме того есть очень интересный древнеиндийский трактат "Артхашастра" Каутильи, главного советника императора Чандрагупты. Государственный характер структуры описанной в этом труде, на сегодняшний день вызывает большие сомнения у многих исследователей.
То есть можно сказать, что государство было не единственным вариантом развития от первобытности к цивилизации. Были и другие пути. Однако в конкурентной борьбе победило именно государство. Почему? Это отдельная и сложная тема.