Перед началом нападения на СССР гитлеровским руководством была проделана значительная по объему дезинформационная работа. Одним из таких дезинформационных маневров стал план операции «Морской лев» в период зимы-весны 1941 г. Несмотря на усиленную подготовку к войне с СССР, Германия продолжала создавать видимость подготовки десантных операций против Великобритании.
Анализ существующих документов позволяет выделить две стадии указанной дезинформационной кампании против СССР: 1) июнь – апрель 1941 г. (проводится сокрытие общих военных приготовлений для начала войны с СССР); 2) Май – июнь 1941 г. (проводится маскировка стратегического сосредоточения германских войск вблизи границ СССР и иные мероприятия по непосредственной подготовке войны против СССР.
5 сентября 1940 г. командованием Вермахта в специальной директиве было определено то, что переброска войск на Восток «не должна создавать впечатления в России, что мы готовим наступление на Восток.». Германская контрразведка должна была распространять сведения о ротации частей, о том, что строительство аэродромов, улучшение шоссейных и железных дорог проводится в порядке усовершенствования транспортных связей с Германией и иных экономических целях.
В директиве № 21 от 18 декабря 1940 г., известной как план «Барбаросса», определялось: «Особое внимание следует обратить на то, чтобы не было разгадано намерение произвести нападение.»
В «Руководящих указаниях начальника штаба верховного главнокомандования по маскировке подготовки агрессии против Советского Союза» от 15 февраля 1941 г. утверждалось, что: «Цель маскировки - скрыть от противника подготовку к операции «Барбаросса». Эта главная цель и определяет все меры, направленные на введение противника в заблуждение.» В них говорилось, что на первом этапе проведения дезинформации (до апреля 1941 г.) по-прежнему следует поддерживать мнение о неопределенности германских намерений и акцентировать внимание на предстоящем вторжении в Англию, несмотря на значительное ослабление приготовлений к операции «Морской лев»: «… необходимо принять все меры, чтобы среди наших вооруженных сил сохранялось впечатление готовящегося вторжения в Англию, пусть в совершенно новой форме. Правда, в какой-то момент придется оттянуть с Запада предназначавшиеся для вторжения войска, но и это должно найти объяснение. Даже если войска будут перебрасываться на Восток, следует как можно дольше придерживаться версии, что переброска осуществляется лишь с целью дезинформации или прикрытия восточных границ в тылу во время предстоящих действий против Англии».
В рамках второго этапа приготовлений к войне с СССР стратегическое развертывание сил Вермахта должно было быть представлено под видом «крупнейшего в истории войн отвлекающего маневра, который якобы служил для маскировки последних приготовлений к вторжению в Англию.»
При помощи, каких же методов германское командование рассчитывало достичь успеха данных дезинформационных мероприятий? Вот они:
1. Акцентирование внимания на предстоящем вторжении в Великобританию, вспомогательных операциях «Марита» (план агрессии Германии против Греции и Югославии) и «Зоннеблюме» (кодовое обозначение операций Вермахта в Северной Африке). Сосредоточение сил на Востоке должно было объясняться необходимостью обмена войск между западной и восточной частями Германии, подтягиванием тыловых эшелонов для операции «Марита» или для обеспечения тылового прикрытия против России;
2. Планирование и проведение специальных перевозок войск и вооружения Вермахта на Запад. Так, например, переброска ВВС Вермахта на восток производилась под предлогом необходимости сбережения авиации для вторжения в Великобританию;
3. Распространение дезинформации о подготовке авиадесантного корпуса для вторжения в Великобританию (к нему прикомандировывались переводчики английского языка;
4. Разработка специальной операции «Альбион» по внезапному оцеплению определенных районов на побережье проливов Ла-Манш и Па-де-Кале и в Норвегии (в целях охраны территории, с которой в Великобританию будет следовать десант);
5. Расстановка германских макетов ракетных батарей на побережье;
6. Выдача различных памяток об Англии и распространение слухов о проведении «совершенно новой операции против Англии, которая вначале будет проводиться незначительными силами.» (согласно указу Вермахта от 23 марта 1941 г.);
Руководство дезинформацией на обеих этапах операции возлагалась на начальника военной контрразведки адмирала Канариса.
3 февраля 1941 г. на совещании по подведению итогов подготовки нападения на СССР, А. Гитлер еще раз заявил, что стратегическая концентрация сил против СССР должна маскироваться мнимой подготовкой вторжения в Англию и операцией на Балканах.
12 мая 1941 г. Вермахтом принято распоряжение «по проведению второй фазы дезинформации противника в целях сохранения скрытности сосредоточения сил против Советского Союза». В рамках второй фазы предусматривалось:
1. Создать максимально уплотнённый график движения эшелонов;
2. Распространить среди соединений, расположенных на Востоке, приказы и новую волну слухов о переброске их на Запад;
Новый «Временный план Барбаросса», подводящий итоги состояния приготовлений к войне против СССР на 1 июня 1941 г. включал специальный раздел «Маскировка», который обозначил начало второй фазы дезинформационной кампании. В рамках данной фазы планировалось:
1. Сосредоточить на побережье Франции и Норвегии военно-морские корабли, которые должны были совершить обманный маневр, имитирующий начало вторжения в Великобританию;
2. Сформировать у руководителей СССР видимость того, что продвижение германских частей на Восток является маневром для введения в заблуждение «англичан относительно высадки в Англии»: «Бывший заместитель начальника одного из отделов германской контрразведки полковник Э.Штольц раскрыл на Нюрнбергском процессе некоторые подробности подготовки этого обманного маневра на его второй фазе. В начале мая 1941 г. состоялось совещание под председательством заместителя начальника оперативного штаба ОКВ генерала В.Варлимонта. Обсуждались требования верховного командования о разработке наиболее эффективных мероприятий по реализации плана «Морской лев». Был намечен перевод значительной части германского военно-морского флота в порты Северного моря, а также концентрация авиационных соединений на французских аэродромах. Гитлер утвердил этот план.»;
3. Усилить охрану и оцепление районов, прилегающих к проливам Ла-Манш и Па-де-Кале;
4. При соблюдении маскировки сосредоточить главные силы германской армии в 200-300 км. от границы с СССР, скрыв штабы частей и соединений под номерами частей, ранее дислоцированных в этих районах;
Необходимо отметить то, что дезинформационному обеспечению подготовки нападения на СССР руководство Германии и Вермахта отводило значительное внимание, особенно – пропаганде. В соответствии с заранее разработанным в недрах отделов военной пропаганды вермахта планом было проведено более 100 различных пропагандистских акций (операция «Морской лев» являлась лишь одной из них). Помимо операции «Морской лев» в составе германской армии была сформирована специальная пропагандистская часть «К» - для действий в Великобритании. Для формирования части «К» из состава всех пропагандистских частей, в т.ч. – расположенных на границе с СССР, в условиях «строгой секретности» были отозваны лица, обладающие знанием английского языка. Заместитель начальника отдела военной пропаганды ОКВ был назначен командиром специального пропагандистского соединения, в которое входили представители пропагандистских служб ВВС и ВМС. Соединение было предназначено для участия в операции «Морской лев». В составе подразделения «К» было проведено даже специальное совещание командиров пропагандистских рот германской армии и иных пропагандистских подразделений, на котором была подчеркнута необходимость соблюдения тайны при подготовке операции «Морской лев» и при пересылке донесений после высадки в Великобритании.
Одновременно с созданием подразделения «К» в составе германской армии принимались иные меры дезинформации (во взаимодействии пропагандистских отделов армии, военной разведки и контрразведки). Например, зимой 1940 – 1941 гг. в г. Берлине были подготовлены листовки, которые предназначались «якобы для использования при вторжениив Англию». При перевозке данных листовок по железной дороге на аэродром органами контрразведки была организована поломка некоторых ящиков с листовками, благодаря чему содержание листовок стало известно рабочим и служащим.
Военнослужащим из рот пропаганды периодически предоставлялась информация о состоявшихся посадках войск на суда, об учениях по высадке десантов и т.д. Специально сфабрикованные информационные доклады о ходе подготовки к высадке десанта в Великобритании проникали в открытую информацию, но затем были, снова засекречены. После речи А.Гитлера в рейхстаге 4 мая 1941 г., в которой он обратился с мирными предложениями к Великобритании, германская пресса опубликовала массу статей с целью давления на британское правительство.
8 мая 1941 г. 1941 г. в предложениях отдела обороны страны ОКВ по пропагандистской подготовке нападения на СССР было указано: «Для России наш удар должен оказаться внезапным».