Найти тему
Древний Мир | История

Какова роль христианства в падении Римской империи?

Уже в XVIII веке историки, описывающие последние века Римской Империи, любили сваливать вину за падение Западной Римской Империи не столько на варваров, демографию и прочие объективно существовавшие проблемы, сколько на роковую роль принятия христианства в качестве официальной религии. Лучше всех эту точку зрения выразил английский историк Эдуард Гиббон в капитальном шеститомном труде «История упадка и разрушения Римской империи», законченном в 1789 году.

«Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий». Отто Фридрих Теодор фон Мёллер, 1856 г.
«Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий». Отто Фридрих Теодор фон Мёллер, 1856 г.

Гиббон писал: «Духовенство с успехом проповедовало терпение и смирение; общество перестало верить в добродетели, подразумевавшие активные действия; последние остатки воинственного духа оказались погребены в монастырях; значительная часть народного и частного имущества была передана церкви во имя ложных требований благочестия и набожности; деньги, которые могли быть потрачены на жалованье солдатам, расточались на множество праздных людей обоих полов, которые могли похвалиться лишь воздержанием и целомудрием.

Эдуард Гиббон, портрет 1779 г.
Эдуард Гиббон, портрет 1779 г.

Вера, рвение, любопытство и куда более «земные» страсти — злоба и честолюбие — зажгли пламя теологических раздоров; церковь и даже государство оказались раздираемы религиозными фракциями, конфликты между которыми порой приводили к кровопролитию; примирить же их было невозможно. Внимание императоров переключилось с военных лагерей на синоды; римский мир подпал под иго новой тирании, а преследуемые секты стали новыми врагами страны».

Кадр из фильма «Падение Римской Империи», 1964 г.
Кадр из фильма «Падение Римской Империи», 1964 г.

Что и говорить, у Гиббона показана весьма впечатляющая картина того, как крепкие труженики и воины, каковыми были римляне изначально, под тлетворным влиянием коварных монахов теряют волю к жизни и покорно склоняются под ударами судьбы. Непонятно только, как намного более христианская (точнее, изначально строившаяся как христианское в своей основе государство) Византия не только благополучно пережила Западную Римскую Империю, но и оставалась могущественной державой вплоть до конца Средневековья.

Фрагмент византийской иконы с изображением богословского диспута
Фрагмент византийской иконы с изображением богословского диспута

Построения Гиббона легко опровергнуть — монашеский идеал как таковой никогда не был особо популярен в Риме, вряд ли в монахи ушёл хотя бы 1% римского населения. Теологические раздоры действительно были кровопролитными и оказывали сильное влияние на политику — но отнюдь не в Риме III-V веков, а в более поздней Византии, и к крушению государства они не привели. Сколько-нибудь значимых «преследуемых сект» в позднем Риме вообще не было, если конечно не считать такой сектой само христианство в эпоху до Константина.

Христианский сюжет в мозаике «Добрый пастырь». Равенна, V в. н.э.
Христианский сюжет в мозаике «Добрый пастырь». Равенна, V в. н.э.

На монастыри и христианские храмы в то время римское государство не тратило сколько-нибудь значительные суммы. Сам переход населения Римской Империи к христианству длился не один век. А власть не обращала местные общины в новую веру, а по сути лишь констатировала, что в данной конкретной области теперь христиане превалируют, не стремясь при этом как-то повлиять на ситуацию. Более того, именно на языческие обряды в позднем Риме тратились немалые средства, особенно когда эти обряды в связи с культом божественных императоров стали не только пышными и дорогими, но ещё и обязательными для проведения во всех городах Империи. Христианские общины в первые века обходились весьма скромными праздниками, причём устраивали их за свой счёт.

Пантеон в Риме. Современное фото
Пантеон в Риме. Современное фото

Наконец, при этом римское государство не тратило, а приобретало огромные средства. Дело в том, что старинные языческие храмы за века скопили огромные ценности. Тем более, что они часто играли роль своего рода банковских хранилищ, где сберегали свои деньги многие богатые семьи Рима. И когда эти храмы стали закрываться, все эти ценности конфисковывались в пользу римского государства.

Современный реконструктор в доспехах римского легионера
Современный реконструктор в доспехах римского легионера

Ещё один аспект перехода к христианству — якобы римские легионеры лишились из-за этого былого мужества, став чуть ли не пацифистами и непротивленцами. Христианство в самом деле широко распространилось, причём задолго до его официального принятия императором Константином I, именно в римской военной среде. Вот только хуже воевать от этого легионеры не стали, о чём говорит вся военная история Рима того времени. Другое дело, что самих легионеров становилось всё меньше, из-за чего Риму приходилось привлекать к охране своих рубежей варварские племена, что роковым образом скажется в V веке н.э.

«Путь империи. Крушение». Томас Коул, 1836 г.
«Путь империи. Крушение». Томас Коул, 1836 г.

Итак, христианизация позднего Рима существенно не повлияла ни на его финансы, ни на мужество римских воинов, ни на политическое единство государства. Можно заметить также, что в предыдущие века Рим неоднократно сотрясали гражданские войны, военные перевороты и смуты, что отнюдь не мешало внешней экспансии и росту могущества Римской Империи. Может быть, христианство повлияло на демографию позднего Рима? Но тут неизбежно возникает вопрос, почему оно тогда точно так же не подточило в короткий срок демографическую основу чисто христианской Византии. Или почему христианские общины не вымерли естественным образом, будучи вытеснены более активно размножающимися язычниками.

«Взгляд на крест». Рафаэль Санти. XVI в.
«Взгляд на крест». Рафаэль Санти. XVI в.

Западная Римская Империя рухнула под совокупным давлением множества самых разных проблем, главной из которых можно считать достижение предела внешней экспансии и связанный с этим острый системный кризис всей имперской структуры.

Читайте также: Как в древнем Риме искали беглых рабов?

Христианство при этом наложило некоторый отпечаток на римское государство и общество последних веков его существования, но непосредственной причиной гибели империи оно быть не могло.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев