Попал на должность совершенно случайно, друзья рассказали о вакансии, и я решил сходить на социально одобренную работу. Моих навыков хватило для работы на этой должности, так и попал. Я был потерян в эмоциональном плане и искал себя. Меня привлек заявленный график 1/4, которого в итоге не было.
Связист в составе дежурной смены обеспечивает связь группы со штабом и другими подразделениями. Заступая на смену, нужно принять оборудование и оперативную информацию, после чего обеспечивать связь и поддержку дежурной смены. Это по должностной, а на практике это очень широкий спектр задач от карт и любого устройства сложнее кофеварки до криптошлюзов отечественного производства, от общения с потеряшкой с целью выяснения района поиска, если удалось связь установить, до настройки серверного ПО.
В итоге уволился - хронический недосып и низкая оплата труда.
Мой рабочий день. Спокойный — все живы, всё спокойно, спортзал и книги. Нагруженный — много работы, еще больше бумажной. Режим ЧС — от каждого по возможностям. В двух словах не получится, так как каждая смена уникальна.
В режим ЧС переводили частенько, запомнились работы на падении самолета. Связь, карты, трупы в основном фрагментами, много бумажек и 70+ часов на ногах. Всё остальное не сильно отличалось от моих обычных будней. Специфика всегда одна — сделать всё что можешь, чтобы увеличить шансы на успех работ. К любым работам относился одинаково серьезно.
По факту график такой. Сутки/двое + ЧС + учения — в итоге жил на работе. График был такой, что, если ты нужен людям и родине, то ты на работе.
Есть костяк настоящих супергероев. Кто, если не мы — так они отвечали на вопрос о том почему они работают. И да, если их не станет, спасать будет некому, такая вот разница в опыте и навыках.
Научился не работать за социальное одобрение, грамоты и ордена.
Как переносится 70+ часов на ногах? Всё зависит от человека, мне в 27 лет давалось легко. Но усталость никуда не пропадает, если выжимать себя больше трёх суток, потом двое просто спишь. А так, я был готов к таким нагрузкам, любил джиппинг и проводил все свободное время, рисуя карты для osm (OpenStreetMap). Так что нагрузки для меня не были чем-то необычным.
Самые частые звонки — это потеряшки в лесу, специфика района работ. Лес знал неплохо, поэтому удавалось выводить некоторых по телефону. А так, звонков много разных от «воняет трупом из квартиры» до спасите котенка.
Как часто вызовы «воняет трупом» оказывались реально связаны с трупами? В 90% случаев.
Приятно, когда люди благодарны, но чаще люди воспринимают работу спасателей как должное. Спасатель всегда приходит к людям вместе с горем. Это сильно смешивает ощущения и чувства граждан.
Когда подал заявление на увольнение - смена отговаривала, опытные люди всегда нужны, со всеми сотрудниками отряда у меня сохраняются дружеские отношения, и я всегда откликаюсь на просьбы о помощи. Братство оно такое, но жизнь у каждого своя.
А недолюбливали потому, что в мою смену всегда было много работы, но я не ленился, видимо сказалось то, что в армии не служил, не умею я забивать на работу.
В критической ситуации конечно не важно, служил ты или нет. Важно какой ты человек. Как говорили коллеги: «Спасатель должен быть храбрый и немного тупой». Моё же кредо по жизни — слабоумие и отвага.
Как успеть быстро и качественно принять информацию по телефону? Звонок — полукрик, отдышка, ощущается паника. Диктую набор действий, помогаю человеку понять, что он еще жив и он не один, уточняю детали, коллеги формируют группу и выдвигаются. Важна каждая деталь. Помню, как позвонила девушка, у нее сын с другом упали в лифте с четвертого этажа, было сложно получить адрес. Кстати, моя первая смена была, если ничего не путаю.
Про взятки говорить не буду, лично не видел. Сотрудники очень сильно делятся на административный персонал и боевые подразделения. Разница огромна, хотя многие из управления бывшие спасатели, видимо медные трубы не все могут пережить.
Самоубийца как-то решил поболтать с МЧС в процессе, прыгнул в прямом эфире. Одиночный поход в горах, где гражданин сорвался с 400 метров и чудом выжил, а потом мы чудом его спасли — в бронежилете родился. И дедушка, который ушел за грибами с голодухи и помер на дороге. Взрыв бытового газа и фейсы, которые не дали коридор машине, в итоге спасли одного: кто знает может и второго успели бы.
Регулярно кто-то не доживает. Для многих все случаи печальные, для меня ни одного — я делал всё, что мог, мне сожалеть не о чем.
Один раз я отправил группу, обозначив район поисков и точки на карте, не знаю что пошло не так, но группа не успела. Если бы отправился сам, возможно, он был бы жив, но есть что есть. У меня была и другая работа в тоже время.
Нервничать можно себе позволить только после того, как всё закончилось.
Я принимал от 6 до 20 вызовов в сутки. Работы фиксируются в личной книжке спасателя, но это только те работы, в которых принимал участие, а не все вызовы вместе.
Техника часто подводила. Чинили часто и много, почти все из связи или сделанное своими руками, или очень старое. Или вообще не подходит для решения задач, например, спутниковая связь на спутниках с геостационарной орбитой. Хочешь позвонить — обойди гору.
Были вызовы, которые поменяли мое восприятие окружающего мира. Как-то раз фейсы на спецпроезде тормознули дежурку, там люди умирают, а спецпроезд важнее. Не выпустили машину, потому что она не вылизана для показухи министру, а другому отряду ехать на 15 минут дольше, когда счет идет даже не на секунды, а на мгновения.
Тогда я понял, в какой стране живу. Разок Росгвардия не давала забрать труп, пока литерный борт не взлетит. Представляю, что было на душе у родственников, которые на него смотрели, а их не пускали. Я бы не выдержал.
Историй много, и большая часть из них не со счастливым концом. Потому из уважения к выжившим я воздержусь. А вот то, что система прогнила, скрывать не стану.
Что я могу посоветовать людям, которые хотят пойти работать в службу спасения? Опыт, который может дать вам эта работа-служба, точно такой же, как и любой другой. А вот навыки, самообладание и ответственность за принятые решения, цена которым жизнь, — это важно. Опыт важен только когда его можешь применить. Сложно не впасть в зависимость от общественного мнения, одобрения со стороны общества. Ответственность перед обществом держит всех сильных сотрудников на работе до самой пенсии и даже после неё. Но стоит понимать, что спасатель — это не герой из фильмов Marvel, а такой же человек, как каждый из вас.
Знание местности — большой плюс. Почти все спасатели — это либо туристы, либо сочувствующие им граждане, в горных отрядах по-другому никак. Часто физически развитые люди сдыхают на высоте. Чем больше мышц, тем больше им нужно кислорода и еды. Также бывает, что человек весь из себя храбрец, но на первом трупе, полежавшем на солнце недельку, не может взять себя в руки.
Как спасатели справляются со стрессом? Пьют, к штатному психологу никто не ходит, не популярны они у нас в России, я сам врачей не очень любил, ходил на работу с порванной мышцей на ноге, пока главврач отряда не поймал и не отправил на госпитализацию.
Понравилась статья и хочешь прочитать больше о службах спасения? У нас есть еще, например, интервью с пожарным и горным спасателем.