Найти в Дзене
ПРО Закупки: 223 и 44-ФЗ

223 ФЗ - простыми словами! (ст. 3, ч. 8). Полномочия Правительства РФ по ругулированию закупок.

Сегодня мы рассмотрим часть 8 третьей статьи Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и речь пойдет о полномочиях Правительства РФ по правовому регулированию закупок.

Правительство Российской Федерации вправе установить:

  • приоритет российских товаров, работ, услуг перед аналогичными объектами из иностранных государств;
  • особенности участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • особенности осуществления заказчиками закупок отдельных товаров, работ, услуг.

А теперь предлагаю подробно остановиться на каждом пункте.

1. Приоритет российских товаров, работ, услуг перед аналогичными объектами из иностранных государств.

Правительством РФ было принято Постановление от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". Согласно данному документу приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к аналогичным продуктам иностранного происхождения устанавливается при проведении закупок в виде конкурса, аукциона и иных способов закупки (за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)).

Принятие данной нормы является одной из мер стимулирования производства российской промышленной продукции.

Примечание: приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., хотя по общему правилу к товарам, происходящим из иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим.

Важно отметить, что допуск к закупкам (торгам) товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в рамках национального режима осуществляется на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами.

Непосредственно приоритет российских товаров и иных продуктов заключается в особенностях определения победителя торгов:

а. При осуществлении закупок путем проведения конкурса, запроса предложений, запроса котировок и другими способами, когда выбор победителя осуществляется по одному (наименьшая цена) или нескольким критериям (оценка и сопоставление), указанным в заявке на участие; оценка и сопоставление заявок по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, но сниженной на 15% по цене на российские товары, работы, услуги. Однако договор при этом с победителем торгов заключается по цене договора, предложенной им в заявке на участие в закупке.

б. При осуществлении закупок путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке на определенный "шаг", в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке таких сведений (наряду с другими обязательными), как наименование страны происхождения поставляемых товаров. Отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, но такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

Более подробно я разберу данное Постановление Правительства и особенности закупки радиоэлектронной продукции в отдельной статье.

2. Особенности участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Рассматривается как одна из мер развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России. В интересах защиты и поддержки малого и среднего предпринимательства была введена в действие ст. 3.4 223-ФЗ, которая устанавливает особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме (а также функционирования электронной площадки), участниками которой могут быть только субъекты МСП.

Субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели, а скоро и самозанятые), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Критерии отнесения к категории юридических лиц, являющихся субъектами МСП, мы рассмотрим в отдельной статье.

Рассмотрим основные особенности участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг, установленные Правительством РФ.

а. Закупки могут проводится среди:

- любых лиц, в том числе субъектов МСП;

- только среди субъектов МСП (о чем обязательно указывается в извещении о закупке и документации о закупке).

Однако установление в документации условия об участии в закупке исключительно лиц, обладающих статусом субъекта МСП, должно происходить строго в соответствии с нормами действующего законодательства. В противном случае такое установление в нарушение ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" ограничивает число потенциальных участников торгов - хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке тех или иных товаров, работ, услуг.

б. Годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается в размере не менее чем 18%(20% с 2020 года) совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП по результатам закупок, участниками которых являлись только субъекты МСП, должен составлять не менее чем 15% (18% с 2020 года) совокупного годового стоимостного объема заключаемых договоров.

Примечание: для проведения закупок заказчики обязаны утвердить перечень закупаемых товаров, работ, услуг. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, у любых лиц, в том числе у субъектов МСП. Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ)). Указанный перечень размещается заказчиком в ЕИС, а также на сайте заказчика в сети Интернет.

В случае если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 200 млн рублей и указанные товары, работы, услуги включены в названный перечень, заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов МСП.

Если же начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг превышает 200 млн рублей, но не превышает 400 млн рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик вправе осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов МСП.

Участники закупки из числа субъектов МСП (в том числе субподрядчики (соисполнители)) обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам МСП путем представления сведений из единого реестра субъектов МСП или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП по установленной форме. Сведения могут представляться в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа (в случае закупки в электронной форме). При осуществлении закупок заказчик не вправе требовать от субъектов МСП, являющихся участниками такой закупки, какие-либо иные документы и сведения в целях подтверждения их соответствия критериям, установленным для субъектов МСП. В то же время заказчики при осуществлении закупки вправе установить требование к субъектам МСП, являющимся участниками такой закупки, о включении декларации или сведений из единого реестра субъектов МСП в состав заявки на участие в закупке.

3. Особенности осуществления закупок отдельными заказчиками аудиторских услуг (за исключением проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика), а также консультационных услуг.

4. Особенности осуществления закупок товаров, работ, услуг, включенных в перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе, в том числе:

а. особенности их осуществления в электронной форме;

б. особенности документооборота в форме электронных документов, требования к форматам и видам средств электронной подписи, применяемым при таком документообороте;

в. порядок предоставления и возврата обеспечения заявки на участие в закупке, а также порядок и случаи блокирования денежных средств, внесенных участниками закупки в целях обеспечения заявок на участие в закупке;

г. перечень операторов электронных площадок для проведения закупок и обеспечения документооборота в форме электронных документов, а также единые требования к электронных площадкам, их функционированию и операторам таких электронных площадок.

Спасибо за прочтение! У вас остались какие-либо вопросы? Можете задать их в комментариях к данной статье. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки.

По вопросам тендерного сопровождения вашей организации и обучению участию в закупках можете писать мне в личные сообщения.

Читайте другие статьи моего канала:

223 ФЗ - простыми словами! (ст. 1)
Как выбрать электронную подпись?
Участник закупки - кто это?
Может ли физлицо участвовать в закупках?
Квоту малого бизнеса в закупках госкомпаний увеличат