Туристам на экскурсии очень нравится эта история, показывающая истинное лицо английской политики.
Земли черноморского побережья Кавказа были предметом извечного спора между двумя враждующими могущественными империями. Это Российская и Османская империи. На картах 18 и 19 веков черкесские земли обозначались как принадлежащие Турции, однако сами горцы ничье подданство не принимали и считали себя свободным народом. Однако никто их мнения спрашивать не стал, и черкесы стали пешками в игре трех могущественных держав. Почему трех? Потому что Великобритания тоже вступила в эту игру. И, конечно же, против России.
Англичане стали засылать на черноморское побережье своих шпионов. И самый яркий след в истории оставил Джеймс Станислав Белл. Это был отчаянный и хитрый авантюрист, который считал своей заслугой удачные военные вылазки черкесов.
Миролюбивые племена адыгов тяготели войной и решили отправить посольство в Константинополь, чтобы узнать, стоит ли им ждать обещанную военную помощь от англичан. Однако, именно на этом собрании натухайцев и шапсугов появился Белл, который отговорил черкесов, отправлять посольство и заверил их в серьезности намерений английской короны.
В мае 1836 года Джеймс Белл объявился на большом собрании горцев у реки Пшада и зачитал черкесам документ якобы от самой королевы. Англия настоятельно рекомендовала адыгам не вступать ни в какие отношения с русскими; заверяла горцев, что все страны Европы готовы признать независимость Черкессии; а также уверяли, что в проливе стоит флот европейских держав, который вот-вот приплывет к берегам Кавказа и спасет всех черкесов.
И черкесы поверили шпиону. Они заявили генералу Вельяминову, что Россия никаких прав на них не имеет, и совершили успешные набеги на линию укреплений.
Джеймс Белл же отправился на юг, на территорию современного Сочи, где стал распускать слухи о том, что в Грузию вторглась египетская армия, а Россия находится на грани капитуляции. Он обещал убыхам награду за голову генерала Раевского в размере одного миллиона рублей, а также сам лично направлял захваченные горцами пушки на русский форт Александрия и учил убыхов обращаться с орудиями.
В 1840 году шпион покинул земли Кавказа. Однако горцы продолжали верить его словам. Долго черкесы ждали турков, долго ждали они англичан... Ни те, ни вторые не приплыли.
Племена адыгов остались один на один с русской армией, которая по размерам и по оснащению в несколько раз превосходила армию горцев. И конец у многолетней войны мог быть только один.
А англичане же свернули свою деятельность на Кавказе. Они сделали все что хотели для дестабилизации обстановки в регионе и переключили свое внимание на Европу, где назревала Крымская война.
Как думаете, изменилась ли политика Англии за два столетия? Оставляйте свои комментарии и поставьте лайк.
Читайте также:
Насколько агрессивно кавказцы реагируют на мой рассказ о Кавказской войне?