При монтаже нескольких АВ в пределах распредшкафа нередко приходится объединять их одноименные клеммы по стандартной схеме. Традиционно для этого используются самодельные перемычки, изготавливаемые из отрезков медного провода. Если делать их по всем правилам – удастся получить вполне надежный контакт. И все же у этого способа есть недостатки, избавиться от которых помогут специальные гребенки, оформленные в виде сплошных медных шин.
Что собой представляет гребенка?
В отличие от самодельных перемычек, образующих ненадежный двойной контакт при соединении с клеммой АВ, фирменная гребенка не имеет этого недостатка. Она изготавливается в виде сплошной медной пластины с изолятором из негорючего пластика. От ее основания отходят одиночные штыри или зубья, лишенные изоляции и предназначенные для образования надежного контакта между клеммами смежных автоматов (фото ниже).
Форма у них бывает Г-образная или U- образная, а сама пластина при желании может демонтироваться из пластика.
Особенности конструкции
Рассматриваемые изделия выпускаются в следующих исполнениях:
- Однополюсные (или одинарные).
- Двухполюсные.
- 3-х и 4-х полюсные.
Обратите внимание: Последнее из них применяется очень редко (при необходимости коммутации трех фаз и нуля одновременно).
Каждое из этих исполнений необходимо рассмотреть отдельно.
Первый вариант – это простая одиночная пластина с зубьями, размещенными на основании с определенным шагом. Двухполюсное исполнение представлено более сложным изделием, содержащим две медные изолированные одна от другой пластины с удвоенным расстоянием между штырями (фото ниже).
Штыри одной пластины сформованы таким образом, чтобы они располагались в одну линию с зубьями другой. А измененный шаг между контактами 2х полюсной перемычки объясняется тем, что они предназначены для сочленения приборов АВ с сочетанием клемм L+N или L1+L2. Именно поэтому зубья в таком соединителе располагаются через один.
Фирменные гребенки с тремя и четырьмя полюсами используются в следующих редких случаях:
- Когда требуется соединить одноименные клеммы в сочетании L1+L2+L3 (при трехфазной подводке).
- При необходимости сочленения 4-х контактных групп (три фазы, дополненные нулевой шиной N). Образец такой гребенки представлен на фото ниже.
Известные виды соединительных шин различаются также по количеству и форме зубьев.
Согласно второму признаку они могут иметь следующие исполнения:
- В виде одиночного штыря (PIN).
- В форме вилки (FORK).
По числу зубьев в каждой их линеек они делятся на изделия с 12, 24, 36, 48 или 60 отводами-штырями, размещенными на пластине с шагом примерно 1,8 сантиметра.
Порядок подключения
В качестве примера будет рассмотрен порядок объединения штыревой PIN гребенкой четырех расположенных рядом одинаковых АВ.
Для этого придется проделать следующие операции:
- Сначала с помощью плоскогубцев из пластмассового корпуса достается медная шина и отмеряется на длину всех 4-х приборов.
- Затем ненужная часть отрезается ножовкой по металлу (оставляется только отрезок по длине автоматов).
Важно! Пластиковая часть режется с небольшим запасом, позволяющим надежно изолировать токопроводящую шину.
Далее рабочий отрезок гребенки возвращается на место (в защитный корпус из пластика), а затем вставляется своими штырями в автоматы и надежно затягивается в нескольких точках.
При наличии АВ с дополнительными контактами, позволяющими использовать гребенку со штырями FORK, порядок подключения выглядит еще проще. Сначала заготовка отрезается на требуемую длину, а затем просто вставляется в предназначенный для нее паз и затягивается отверткой.