Минфин хочет изъять из Уголовного кодекса две статьи с наказаниями для бизнеса за валютные нарушения. Однако Центробанк и силовые ведомства идею не поддерживают.
О подготовке соответствующих документов журналистам сообщил заместитель главы ведомства Алексей Моисеев. Как он уточнил, под «гильотину» предполагается направить статьи 193 и 193.1 – соответственно, о невозврате валютной выручки и о переводах валюты нерезидентам с использованием подложных документов.
Из истории вопроса
Валютные ограничения вводились в России для защиты платежного баланса. Вместе с тем баланс уже давно стабилен, и теперь валютный контроль становится барьером для экспортеров и импортеров. Особенно он губителен для малого и среднего бизнеса.
Отменить уголовную ответственность за невозврат валютной выручки еще в марте распорядился премьер Дмитрий Медведев, а в начале октября его первый заместитель и министр финансов Антон Силуанов поручил также проработать возможность отмены и ст. 193.1 УК.
Дел по ст. 193.1 немного: начиная с 2014 года, по данным МВД и судебного департамента, по данной статье лишились свободы за использование подложных документов при переводах нерезидентам девять человек.
Как указывается в пояснительной записке к документу, нарушения, которые Минфин предлагает вычленить из Уголовного кодекса, являются всего лишь способом совершения других преступлений, в первую очередь отмывания преступных доходов. Именно поэтому ведомство намерено дополнить другие статьи УК – 174 и 174.1 новым квалифицирующим признаком: переводы нерезидентам по подложным документам. При этом максимальное лишение свободы за такой способ легализации составит 5 лет против 10, на данный момент предусмотренных ст. 193.1. В то же время уголовную ответственность за невозврат валютной выручки предложено отменить вовсе.
«Система валютного контроля устарела лет на 10–15 и обременяет экспортеров: если предприниматель не получил валютную выручку, то он и без того пострадал, а государство его дополнительно наказывает», – указывает старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина.
В то же время Центробанк и силовые ведомства выступают против отмены «валютных» статей. Согласно материалам регулятора, только за первое полугодие текущего года для вывода денег за рубеж наиболее часто использовались сделки с услугами (36%) и авансовые платежи за импортируемые товары (24%). В то же время количество операций с признаками вывода средств за рубеж уменьшилось.
«Вопрос валютной либерализации прорабатывается», – уточнил представитель ЦБ РФ.
Ранее глава Минфина Антон Силуанов отмечал, что валютное законодательство в России все еще косное, и его либерализации противится, в частности, Центробанк.
«Оно из Советского Союза, когда доллар нельзя было обменять на рубль, не получив за это уголовную ответственность. <…> У нас сохраняются еще уголовная ответственность за невозврат валютной выручки, огромные штрафы за невозврат валютной выручки. Огромная старая неповоротливая система наказания, ответственности еще сохранена, к сожалению. Знаете почему? Мы в правительстве гораздо либеральнее чувствуем себя, чем наши партнеры в ЦБ», – указывал первый вице-премьер и министр финансов.