Мы склонны думать о паразитах как об эволюционных жуликах, тайно использующих в своих интересах тяжелую работу других, пока они сидят и наслаждаются легкой жизнью. Возьмем, к примеру, обыкновенную кукушку, которая, казалось бы, слишком ленива, чтобы разводить своих детенышей, и поэтому откладывает свое яйцо в гнезде другой птицы. Если вы присмотритесь повнимательнее, то, тем не менее, выясняется, что многие паразиты - это нечто большее, чем просто группа бесстыдных существ, которые так же усердны, как и животные, которых они эксплуатируют.
Например, воловья птица действует аналогично кукушке, но ее хитрости продвигаются еще дальше. Молодые птенцы растут с внимательным слухом, чтобы подражать чириканью других птиц. Это впечатляющий подвиг, если учесть, что этот вид паразитирует на 200 различных видах птиц!
И жизнь, конечно, не сказка, когда ты - личинка паразитического червя длиной менее полумиллиметра, живущая на дне мутного озера. Особенно, когда для размножения вы сталкиваетесь с геркулесовой задачей попасть в кровоток птицы. К счастью, этот червь, имеет в рукаве более, чем пару хитростей.
Паразит сначала ловит рыбу, прежде чем обдумать следующий ход. Выследить и заразить рыбу - это, по сути, вопрос обладания хорошим обонянием и чутьем, но как сделать прыжок от рыбы к птице? Можно оставаться оптимистом и ждать, пока рыба станет жертвой чайки. Но исследования показывают, что эти черви - далеко не беспомощные жертвы судьбы.
Вместо этого они делают все возможное, чтобы отправить рыбу, в которой они обитают плыть прямо в клювы хищников. Попав в кровоток радужной форели, личинки червя попадают в глаз, вызывая образование катаракты. Затем форель становится слепой, уязвимой для птиц в поисках пищи. И хотя это уже кажется шагом на пути к успеху червя, его схемы манипулирования на этом не заканчиваются.
Известно, что радужная форель приспосабливает цвет своей кожи к своему окружению, а количество света, попадающего в глаза, определяет, насколько темным они становятся. Когда вызванная паразитом катаракта затуманивает их зрение, рыбы оказываются одураченными, думая, что находятся в темноте, и соответствующим образом корректируют тон кожи.
Следовательно, паразитированная форель сильно выделяется в светлых условиях, что делает ее легкой мишенью для птиц и тем самым позволяет счастливой птице завершить свой жизненный цикл, когда она попадает в кровоток птицы.
Другой случай. Можно подумать, что грибок-паразит будет доволен простым дренированием питательных веществ из кровотока носителя. Однако гриб E. muscae продолжает использовать носителя даже после его смерти, в результате чего один биолог назвал его "поработителем".
Здоровые мухи-навозники предпочитают сидеть на низких травах близко к земле. Но как только паразит оставляет муху на последнем издыхании, он умирает на вершине с подветренной стороны. Заражающий гриб выпускает свои споры в воздух, и они широко распространяются ветром и направляются к своим следующим жертвам.
Как именно грибку удается управлять поведением своего носителя, остается загадкой, но ученые думают, что он выделяет специфические неврологически активные биохимические вещества, которые могут воздействовать на нервную систему несчастной мухи.
Но как бы ни были хитры эти паразиты, их жертвы всегда сопротивляются. По мере того как несчастные животные "просыпаются" от подлых уловок паразитов, они эволюционируют, чтобы разработать собственные стратегии и не обманываться в будущем.
Из поколения в поколение виды птиц, которые обычно становятся жертвами уловок кукушки, становятся все более искусными в обнаружении яиц злоумышленников среди своего собственного драгоценного потомства. В ответ у кукушек появились яйца, которые больше похожи на яйца их жертвы. Эта битва остроумия известна как эволюционная гонка вооружений, в которой обе стороны генетически борются за победу. И хотя во многих случаях кукушка, кажется, остается победителем прямо сейчас, столы могут перевернуться в будущем.
Благодарю за чтение!