Снова хочу коснуться темы особенных детей.
У меня уже была статья на эту тему, в чем только меня не обвинили мои комментаторы. Даже в том, чего я не совершала и о чем помыслить даже не могла. Ну да ладно, на то он и Дзен. Расскажу еще. Про Женю.
С Женей мы познакомились в роддоме. В один день родили с ней здоровеньких девочек. Женя была СУПЕРМАТЬ (сказано безо всякого сарказма). Для нее это был третий ребенок, и ее энергии можно было только позавидовать. Уже на следующий день после родов Женя была полна сил. Она без устали носила на руках малышку, кормила ее, сама пеленала и переодевала, делала массажики и пела ей песенки. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ РОДОВ!
К слову, моих способностей в этот день хватило только на то, чтоб сходить до душа и столовой, ну и покормить малышку. Остальные манипуляции с ней делал мед. персонал.
Женина девочка была здорова по всем параметрам и их очень скоро выписали домой. А мы немного задержались из-за желтушки.
Жили мы в одном районе и иногда встречались на прогулках, общались. Дети спали в колясках, и особо мы малышек друг у друга не рассматривали.
Потом Женя выпала из моего поля зрения месяцев на 6-7. И лишь когда дочь уже пересела в прогулочную коляску (ей было около года), мы встретились. Женя также везла своего ребенка в прогулочной коляске.
И вот тут уже было понятно, что с девочкой что-то не так. Она просто безвольно висела в коляске, как сдутый шарик, бледная, маленькая. Смотрела вниз. Женя пояснила, что она недавно болела, видимо не до конца поправилась. Но и у Жени и у врачей есть подозрения, что ребенок в принципе не совсем здоров. Но она как любая мать надеется на лучшее, что ребенок все перерастет.
А спустя еще какое-то время я увидела статью про Женю в местной газете. Она открыла организацию для поддержки мам детей-аутистов. Потому что у нее родился именно такой ребенок. И она как никто знает, как нужна таким мамам помощь. Женина энергия пригодилась сотням мам, которые остались наедине со своими проблемами.
А я своими глазами увидела, как ребенок, который при рождении казался совершенно здоровым, раньше всех был выписан из роддома, оказался болен.
При участия Жени в одной из школ нашего города открылся класс для обучения детей с расстройством аутистического спектра. Класс рассчитан всего на несколько детей. Имеет отдельный вход, отдельные оборудованные для учебы и отдыха помещения. А самое главное, с такими детьми будут работать специально обученные педагоги, психологи, дефектологи, тьюторы.
И я считаю это очень правильно! Причем для каждого ребенка разработана отдельная программа. Для кого- то реально освоить школьную науку хотя бы частично, для кого-то умение обслуживать себя – уже прогресс!
Раньше тоже были коррекционные школы для детей. Потом их упразднили, посчитав, что особенным детям лучше в кругу детей обычных.
А вот лучше ли обычным детям с особенными – на эту тему наложено табу. Об этом ни говорить, ни писать нельзя. Нужно только делать вид, что проблемы не существует.
Но проблема есть! Обычные педагоги не должны работать с проблемными детьми, потому что один такой ребенок в классе не дает нормально работать учителю, не дает учиться всем остальным детям. У моей хорошей знакомой был в классе ребенок, который посреди урока мог забраться на парту, спустить штаны и начать имитировать то, о чем ему даже знать еще не полагается. Кукарекать под партой весь урок или ползать у детей под ногами – да запросто.
И это не обычный школьный хулиган, которого можно взять за шкирку и отправить к директору. Или напугать тем, что вызовут родителей. Нет, это больной ребенок. К нему и подходы должны быть другие.
Но обучать специалистов, открывать специальные классы – это дорого, да и невыгодно. Кому они нужны, эти особенные дели? Вот и стали они заботой исключительно родителей да обычных школьных учителей.
Поэтому хочу сказать огромное спасибо моей дорогой Жене, которая, несмотря на собственную боль, пытается решить общую проблему, пытается донести до властей и общества, что ситуацию надо решать, открывать специальные классы, социализировать таких детей, но не в ущерб обычным детям!
Не должны обычные дети на уроке видеть, как пытается справиться с больным ребенком измученный инклюзией учитель.
Я сама слышала, как учителя однажды давали советы молодому педагогу про конкретного ребенка. Главный совет был: ни в коем случае не поворачиваться к нему спиной! Иначе он может ударить стулом или тем, что попадет под руку. Речь шла об ученике из среднего звена перед обычным школьным уроком.
Поэтому, пусть меня снова обвинят в нетолерантности и всех прочих грехах. Но это мое мнение: обычные дети не должны страдать из-за детей особенных.