Найти в Дзене
VIKENT.RU

Организация умственного труда по В.А. Сухомлинскому. Часть 1

Оглавление

«1. Первое и самое главное - об этом я писал тебе ещё в прошлом году - это умение создавать резерв времени в процессе слушания лекций. Неумение слушать лекции приводит к тому, что у студента создаются «авральные» периоды умственного труда: в течение нескольких дней до зачётов (или экзаменов) он сидит над конспектами лекций, а во время зачётов спит 2-3 часа в сутки. Вся работа, которая должна выполняться повседневно, изо дня в день, - на эти «пожарные дни» откладывается. По моим подсчётам, таких «пожарных», «авральных» дней набирается в году не меньше пятидесяти, то есть почти четвёртая часть всего рабочего времени. Здесь кроется один из самых главных корней нехватки времени. Надо предотвращать «пожарные» круглосуточные бдения над конспектами. Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и работать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов. Я советую конспект делить как бы на две рубрики (графы): в первую записывать кратко изложение лекции, во вторую - то, над чем надо подумать; сюда следует заносить узловые, главные вопросы. Это тот каркас, к которому как бы привязывается всё здание знаний по данной дисциплине. Вот над этими каркасными вопросами надо думать повседневно, связывая с этим думанием то повседневное чтение, о котором я говорил. Если ты будешь придерживаться этого требования по всем предметам, у тебя не будет «авральных» дней. Не будет надобности перечитывать и заучивать весь конспект при подготовке к экзамену или зачёту. Каркас предмета будет своеобразной программой, на основе которой припоминается весь материал по данному предмету.

1.  Василий Сухомлинский на экскурсии с детьми
1. Василий Сухомлинский на экскурсии с детьми

2. Если хочешь, чтобы у тебя было достаточно времени, ежедневно читай. Читай каждый день и основательно штудируй несколько (4-6) страниц научной литературы, в той или иной мере связанной с учебными дисциплинами. Кроме того, читай внимательно и вдумчиво, но не штудируй (то есть не записывай), ежедневно не меньше 10-15 страниц научной и научно-популярной литературы. (Сюда входит чтение научных и научно-популярных журналов.) Всё, что ты читаешь, - это интеллектуальный фон твоего учения. Чем богаче этот фон, тем легче учиться. Чем больше читаешь ежедневно, тем больше у тебя будет резерва времени. Потому что во всём, что ты читаешь, - тысячи точек соприкосновения с материалом, изучаемым на лекциях. Эти точки являются, я бы назвал так, якорями памяти. Они привязывают обязательные знания к тому океану знаний, который окружает человека. Умей заставлять себя читать ежедневно. Не откладывай этой работы на завтра. То, что упущено сегодня, никогда не возместишь завтра.

3. Начинай рабочий день рано утром, часов в 6. Вставай в 5 часов 30 минут, сделай зарядку, выпей стакан молока с булочкой (не привыкай к чаю, успеешь ещё привыкнуть в зрелые годы), начинай работу. Если ты привыкнешь к началу своего рабочего дня в 6 часов, то старайся приступить к работе на 15-20 минут раньше шести. Это хороший внутренний стимул, задающий тон всему рабочему дню.

2. Изображение jaturon umpornjarus с сайта Pixabay
2. Изображение jaturon umpornjarus с сайта Pixabay

Полтора часа утреннего умственного труда перед лекциями - это золотое время. Всё, что мне удалось сделать, я сделал утром. В течение тридцати лет я начинаю свой рабочий день в пять часов утра, работаю до восьми часов. Тридцать книг по педагогике и свыше трёхсот других научных трудов - всё это написано от пяти до восьми утра. У меня уже выработался ритм умственного труда: если бы я даже захотел в эти утренние часы спать - это мне не удаётся, всё во мне настроено в это время только на умственный труд.

Я советую тебе выполнять в утренние полтора часа самый сложный творческий умственный труд. Думай над узловыми вопросами теории, штудируй трудные теоретические статьи, работай над рефератами. Если у тебя есть работа с элементами исследования - выполняй её только в утреннее время.

Следовательно, ты не будешь засиживаться до полуночи. Составь свой дневной режим так, чтобы не меньше полутора (а то и двух) часов заснуть до двенадцати. Это снимает усталость.

Сухомлинский В.А., Письма к сыну, М., «Просвещение», 1987 г., с. 108-112.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

Организация умственного труда по В.А. Сухомлинскому Часть 2

Организация умственного труда по В.А. Сухомлинскому Часть 3

Изображения в статье

  1. Василий Сухомлинский на экскурсии с детьми, Автор: ъхз Добросовестное использование
  2. Изображение jaturon umpornjarus с сайта Pixabay