Эта статья предусмотрена для бизнесменов, которые имеют зарубежные счета, как личные, так и для компании. Речь пойдет об уже заработанном частном капитале и об оборотных средствах бизнеса.
Казалось бы, средства заработаны, лежат в зарубежном банке, и это правильный ход с точки зрения разделения рисков. Но не все так просто. Реалии международного финансового сектора сильно изменились. Правила, по которым все работали еще 3-5 лет назад, сегодня считаются нарушением, а налоговая оптимизация стала синонимом уклонения от уплаты налогов.
Несколько лет назад ведущие государства мира начали предпринимать активные действия по возвращению капитала в свою налоговую юрисдикцию. Цель простая – пополнить госбюджет за счет тех налоговых резидентов, которые открывают счета и компании за рубежом, в оффшорах и не платят налоги в своей стране проживания. Так началась большая охота за зарубежным капиталом.
Подтверждения этой охоты мы видим постоянно в виде резонансных инфоповодов с известными именами: российский миллиардер Роман Абрамович, чтобы продлить британскую визу, должен объяснить властям происхождение своего состояния; жена госбанкира из Азербайджана потратила £16 млн в Harrods – Британия требует объяснить, откуда деньги; Apple вывела в офшоры $200 млрд и т.п.
Но не тешьте себя надеждой, что эти проблемы касаются только большого капитала нелегального происхождения. Банки, налоговая, иммиграционные органы могут затребовать информацию от каждого.
Банки могут запрашивать происхождение средств в рамках процедур комплаенса и KYC или при проверке конкретной операции, а также передавать информацию госорганам. Как правило, это происходит при открытии счета, а также в момент движения средств, когда бенефициар хочет:
- купить дорогостоящее движимое или недвижимое имущество;
- приобрести оборудование для бизнеса или сделать крупную закупку товара;
- приобрести долю в инвестиционном фонде, завести свободные средства на фондовый рынок, выдать заем, перевести деньги на другой счет и т. д.