«Воробьиная война», о которой мы говорили в первой части, конечно, всего лишь нелепый эпизод, но на этом примере наглядно видно, как осторожно нужно вмешиваться в дела природы. Это как раз тот случай, когда, прежде чем что-либо предпринимать, нужно «семь раз отмерить», тщательнейшим образом изучить не только природные процессы, в которые люди вольно или невольно вмешиваются, но и все их связи с другими явлениями.
В нашем примере это была «цепочка»: урожай — воробьи — насекомые — урожай. Часто такие цепочки оказываются значительно длиннее, сложнее и, главное, гораздо важнее. Потому что сейчас нередко приходится учитывать влияние человеческой деятельности не только на какие-то отдельные части природы, но и на всю природу в целом, в масштабе планеты.
Пример этому — так называемая углекислотная проблема.
Дело в том, что основа нынешней энергетики, промышленности, транспорта — это реакция горения, или, говоря химическим языком, реакция окисления. При горении потребляется кислород из воздуха, а двуокись углерода — главный продукт сгорания любого топлива — выбрасывается обратно в атмосферу. Поэтому каждая заводская труба, самолет, автомобиль своего рода генераторы углекислоты.
К счастью, природа «позаботилась» о том, чтобы в атмосфере поддерживалось равновесие между углекислым газом и кислородом. Помогают растения. Углерод растения используют для питания, а кислород выделяют в воздух: он им не нужен. Именно поэтому в лесу всегда особенно хорошо дышится.
Долгие годы этот природный зеленый «регулятор» работал вполне исправно, и состав земной атмосферы оставался практически постоянным. Все излишки углекислоты «съедали» растения.
Однако со временем положение изменилось. Из-за развития промышленности и транспорта генерация углекислого газа увеличилась настолько, что растения уже не успевают перерабатывать его в требуемых объемах, и концентрация двуокиси углерода в атмосфере постепенно увеличивается. Медленно, очень медленно, на миллионные доли процента в год.
А углекислого газа в Земной атмосфере всего-то 3—4 сотых доли процента. Важно ли это? Если думать только о сегодняшнем дне, то, наверное, неважно. Совсем иное получается, если «заглянуть» вперед лет на 100—150.
Если дальше все пойдет такими же темпами, как сейчас, то за сто лет содержание двуокиси углерода в атмосфере приблизительно удвоится и достигнет 0,06—0,08%, а это вызовет огромные изменения во всей жизни нашей планеты. Дело в том, что углекислый газ обладает особыми свойствами: он отлично пропускает световые лучи (которые посылает на Землю Солнце), но почти полностью задерживает тепловое, инфракрасное, излучение, которое уносит излишки тепла с Земли в космос.
Чем больше в атмосфере углекислого газа, тем плотнее «одеяло», окружающее Землю, тем теплее становится климат. Ученые подсчитали, что через сто лет (конечно, если все пойдет так, как сейчас) климат настолько потеплеет, что растают все существующие на планете ледники— и антарктические, и гренландские. А Мировой океан поднимется из-за этого примерно на 10 метров!
Вообще-то на Земле такой климат уже был когда-то в эпоху олигоцена, еще до появления человека. Двадцать пять с лишним миллионов лет назад в Гренландии шумели вечнозеленые леса, а на широте Санкт-Петербурга росли пальмы.
В ледниковый период сильно похолодало, потом опять началось потепление — и климат постепенно стал походить на нынешний. Но все эти изменения происходили медленно, в течение миллионов лет. Поэтому и растительный и животный мир планеты успевал к ним приспособиться. Флора и фауна, конечно, изменялись, и очень сильно: одни виды животных и растений постепенно исчезали, другие, наоборот, развивались и распространялись по Земле, но все шло естественным порядком.
А вот если такие перемены произойдут за сто лет или даже за тысячу лет, то в масштабе естественных изменений климатических условий на Земле это будет настоящий «взрыв».
Ни о каком, приспособлении к новым условиям здесь не может быть и речи.
Значительная часть живой природы — все северные — «холодолюбивые» виды — просто погибнет. К тому же из-за повышения уровня океана чуть не четверть нынешней суши окажется под водой.
Ясно, что это принесло бы людям огромный вред. Ну, а что же делать и можно ли вообще что-нибудь сделать? Несомненно, можно, и как раз потому, что наука, заглянув в будущее, заранее предупреждает нас о грозящей опасности.
Во-первых, уже сейчас в распоряжении людей есть мощные источники энергии, которые не «пачкают» атмосферу углекислым газом. Это — атомные и гидроэлектростанции. Очевидно, их и надо развивать в первую очередь.
Во-вторых, это... борьба с автомобилями. Дело в том, что автомобилей на Земле аналитики насчитали 1,2 млрд машин, и их число непрерывно растет. Общая мощность автомобильных моторов превосходит мощность всех остальных источников энергии на Земле, вместе взятых. Естественно, что на долю автомобилей приходится и большая часть углекислоты, попадающей в атмосферу. Обойтись без автомобилей люди, конечно, не могут.
Но в принципе можно бензиновый мотор заменить электрическим — получится электромобиль, абсолютно — «чистый» вид транспорта. Правда, сегодняшние электромобили по своим данным еще уступают обыкновенным автомобилям с бензиновыми двигателями, но ведь наука и техника развиваются очень быстро.