Найти в Дзене
History. Facts.

Матросский бунт в Киле : начало конца

Оглавление

Около 100 лет назад, 3 ноября 1918 года, одиннадцатилетний Виллем стал свидетелем начала восстания кильских моряков. Матросы отказываются от продолжения безнадежной войны. Их сопротивление переросло в революцию, охватившую всю страну: Не прошло и недели, как Германия стала республикой, и император бежал.

allthatsinteresting.com/wordpress/wp-content/uploads/2018/09/riots-in-new-york-dead-rabbits.jpg
allthatsinteresting.com/wordpress/wp-content/uploads/2018/09/riots-in-new-york-dead-rabbits.jpg

Потребность в Киле велика в 1918 году.

Если бы не голод! С рычанием желудка Виллем торопится через утренний туман, с удилищем за плечом. Его друг Отто вовремя на этот раз? "В противном случае лучшие места для рыбалки будут заняты снова", - беспокоится Виллем.

В это время многие улучшают свой рацион с помощью кильских шпротов из Кильского фьорда. В течение четырех лет бушует Первая мировая война, которую немецкий рейх вместе с Австро-Венгрией ведет против Великобритании, Франции, России, США и многих других стран.

Даже если в Киле не будет боевых действий. Потребность в продуктах велика, в магазинах больше нечего покупать, а на черном рынке (запрещенная торговля, с которой, например, ценные вещи обмениваются на продукты питания) даже есть нечего.

Виллем, его мать и две сестры тоже страдают от голода. "Если бы только отец скорее вернулся домой", думает Виллем. Но он далеко, на фронте во Франции. Если он еще жив!

Кильские моряки подняли мятеж.

Солнце поднимается над гаванью. Несмотря на ранний час, люди толпятся на набережной. Виллем смотрит на военные корабли, которые стоят на якоре в Киле в течение двух дней. Потом он узнает Отто. "Мойн" звонит Виллему. Отто поворачивается и спрашивает: "Вы слышали, что случилось на тех кораблях?

"Моряки отказали своим офицерам в приказе! Они не хотят вступать в очередную морскую битву против британцев. Несколько десятков из них были доставлены в городскую тюрьму."

Конечно, Виллем слышал об этом. Восстание против офицеров - это возмутительно в империи, где в остальном есть только порядок и послушание. Честь умереть "за императора и отечество", уже вбитая в головы школьников. Но Виллем понимает моряков.

Еще раз сразитесь с англичанами - это будет их верная смерть! И тщетный при этом, что Германия проиграет войну, воробьи свистят с крыш. "Я думаю, это правильно, что моряки не позволяют офицерам сжигать их", - говорит Виллем.

pbs.twimg.com/media/CwVrTR5WQAA9poV.jpg
pbs.twimg.com/media/CwVrTR5WQAA9poV.jpg

Восстание моряков в Киле расширяется.

"Берегись таких бунтарских речей!" В след громко кричит голос. Мальчики ездят в шоке. Дядя Виллема Густав стоит там - и улыбается. Виллем вздохнул с облегчением. Дядя Густав, конечно же, тоже на стороне моряков.

Работник верфи является членом Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ). Если бы это зависело от него и его товарищей по партии, война закончилась бы немедленно. И императору придётся отречься от престола.

Дядя смотрит на корабли. "Это храбрые мальчики", - говорит он. "Пришло время им сопротивляться. Офицеры плохо обращаются с экипажами. Наверное, верят, что могут себе это позволить только потому, что они аристократы, богаты или и то и другое.

Но я говорю вам, Император и его приспешники достаточно долго командовали нами, простыми людьми. Мы больше не умираем за свою родину!

Вдумчиво, мальчики бегут на свою рыбалку. "Что дядя Густав осмеливается так говорить об императоре", - с восхищением думает Виллем. Внезапно Отто останавливается и наклоняется над скомканной листовкой. Он сказал: "Это из полиции штата Вашингтон".

"Сегодня днем состоится встреча на большой буровой площадке. Я думаю, речь идет о захваченных моряках." Виллем хватает Отто за руку: "Пойдем, посмотрим!"

Солдаты открывают огонь в ответ на восстание моряков.

Когда днем они придут на площадку парада, там уже полно людей: рабочих, солдат, а также много женщин. Мальчики вытягивают шеи. Мужчина просто забирается на платформу динамика.

"Мы требуем освобождения заключенных! Долой императора! Долой войну", его голос звучит напротив площади. Люди кричат и хлопают. Вскоре после этого толпа отправилась в тюрьму на Карлштрассе. "Освободите заключенных", требует женщина.

Виллем поранен во время прогулки с демонстрантами рядом с Отто. Он чувствует, что здесь происходит что-то важное. Но когда протестующие разбивают окна жилого помещения для солдат по дороге и вытаскивают оружие, он чувствует себя неловко. А когда они почти в тюрьме, вооруженные милиционеры и солдаты внезапно сталкиваются с ними лицом к лицу. Сердце Виллема выпрыгивает из груди.

Из толпы появляется знакомое лицо: Дядя Густав. "Что ты здесь делаешь", - жалуется он. "Убедись, что ты вернешься домой!" Виллем и Отто исчезают за следующим поворотом как можно быстрее. Через секунду они слышат выстрелы.

regnum.ru/uploads/pictures/news/2018/07/30/regnum_picture_1532979771237993_normal.jpg
regnum.ru/uploads/pictures/news/2018/07/30/regnum_picture_1532979771237993_normal.jpg

"Где ты был?" спросила его мать, когда Виллем позволил себе упасть на кухонную скамейку, измученную домашним трудом. Он бормочет извинениями. Где он был на самом деле, он предпочитает не говорить. Он не спит весь вечер, слушая шум из квартиры снизу - там живет дядя Густав. Где он, черт возьми? Только бы с ним ничего не случилось!

Наконец, Виллем слышит, как ключ поворачивается внизу в замке. Он бежит вниз по лестнице и падает в объятия дяди. "Солдаты стреляли в людей?" спросил он.

Дядя Густав гладит его волосы. "Да, мой мальчик. Семь человек были убиты сегодня вечером, видимо это начало" Затем он сжимает кулак, " но это восстание моряков уже невозможно победить".

" Просто подождите: скоро многое изменится в Германии! " С злобой на душе, произнес Виллем.