Многих родителей сразу после рождения ребенка, волнует вопрос: какое зрение у их новорожденного малыша, видит ли он и как происходит становление и созревание глаза и возможности видеть у детей первого года жизни. Попробуем разобраться с этим вопросом.
Формирование зрительного анализатора начинается с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности.
К моменту родов глаз новорожденного уже полностью анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.
В связи с этим зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:
- незрелостью сетчатки;
- неполным формированием нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом; незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
- слабостью цилиарной мышцы;
- незавершенным развитием глазодвигательных нервов.
Поэтому учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. И только по мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.
Развитие зрения у новорожденных по месяцам:
Новорожденный
- различает только свет и тень - светоощущение;
- зрачки реагируют на свет;
- возможно наличие периодического содружественного косоглазия (это вариант нормы).
1 месяц
- ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
- возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
- периодически может появляться косоглазие.
2-3 месяц
- ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
- предметы двухмерные (ширина и высота); начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги); начинает распознавать цвета: сначала красный;
- длительно задерживает взгляд на игрушке; пытается следить за движущейся игрушкой; начинает формироваться бинокулярное зрение;
- может сохраняться периодическое косоглазие.
4-6 месяц
- ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
- изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
- начинает распознавать разные цвета; задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
- узнает родителей, видит себя в зеркале;
- к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.
7-12 месяц
- ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
- увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
- ориентируется в пространстве;
- малыш способен оценивать расстояние до предметов;
- видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
- не должно быть эпизодов косоглазия.
В дальнейшем по мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций.
Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.
Важно знать: если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.
Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так - зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.
Как проверяют зрение у новорожденного?
Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, но если еще в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста раньше.
Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.
Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование.
При офтальмологическом осмотре в раннем грудном возрасте врач обращает внимание на следующие особенности:
- форма и подвижность век;
- расположение глазного яблока в полости глазницы;
- симметричность расположения глаз;
- оценка движения глазных яблок.
До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево).
Также определяют:
- наличие косоглазия;
- оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
- проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
- оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.
После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции.
Рефракцию определяют следующими способами:
- скиаскопическое исследование;
- с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.
Как определить зрение ребенка дома
Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях.
Для этого нужно пристально следить за развитием малыша: смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие; у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.
Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.
Особенности формирования зрения у недоношенных новорожденных
Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.
Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения.
Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов. Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна