(Продолжение. Начало читайте здесь).
После того как в августе 1939 года состоялись советско-германские переговоры о разделе сфер влияния в Восточной Европе, осенью того же года СССР ввел свои войска в восточную часть Польши, Эстонию, Латвию и Литву. Дело оставалось за Финляндией, которая по пакту Молотова-Риббентропа о ненападении между гитлеровской Германией и сталинским СССР вошла в зону советского влияния. В отличие от трех балтийских республик, Финляндия отказалась пускать на свою территорию советские войска (после чего, как мы знаем, последовала аннексия). 29 ноября СССР разорвал с этой страной дипломатические отношения. 30 ноября финские города бомбила советская авиация, а границу Финляндии перешла 600-тысячная группа войск.
Действия военной авиации в период Зимней войны 1939-1940 года нельзя назвать самыми крупномасштабными в XX веке, хотя к январю 1940 года наземные советские войска поддерживал воздушный флот сразу из 2500 самолетов. Тем не менее, некоторые тактики этой войны затем активно использовались в намного большем размахе во время Второй мировой войны.
Утром 30 ноября 1939 года советский самолет разбросал тысячи листовок над Хельсинки с призывами к горожанам свергнуть тогдашнее правительство Финляндии, а затем сбросил 5 легких авиабомб в окрестностях аэропорта Малми. Примерно через час 9 советских бомбардировщиков СБ-2 произвели налет на гавань Хельсинки, сбросив несколько бомб, все из которых попали в воду. Далее эскадрилья направилась к железнодорожному вокзалу, где сброшенными бомбами было убито около 40 гражданских лиц. Затем советские самолеты сбросили бомбы на ангар аэропорта и Технический институт Хельсинки. Только после того, как они удалились, в городе включилась сирена воздушной тревоги, и пришли в действие средства ПВО.
В середине того же дня на Хельсинки был совершен еще один налет из 15 самолетов, от действий которых были убиты на месте 50 человек и еще больше ранены. Тем же утром советская авиация нанесла удары по Выборгу, гавани в Турку, крупную ГЭС в Иматре и фабрику противогазов в Лахти. В целом, в результате бомбежек в этот день погибли около 200 человек.
Большинство финнов проживали на огромной территории своей страны небольшими хуторами, а не скапливались в крупных городах. Поэтому нередко во время Зимней войны советские бомбардировщики, за неимением иных целей, атаковали склады в сельской местности или железнодорожные пути, которые финны быстро восстанавливали. Излюбленными целями для атак были поезда с беженцами на линии Выборг – Хельсинки. Иначе говоря, это была классическая стрельба из пушек по воробьям. Даже в столице Финляндии бомбить было особенно нечего: зимой порт все равно не использовался, так как находился во льдах, а промышленных предприятий в Хельсинки было довольно мало.
Противовоздушная оборона в большинстве финских населенных пунктов нередко ограничивалась парой винтовок с оптическим прицелом или в лучшем случае – пулеметом Максим, поднятым на башню местной ратуши. Атаки советской авиации с зажигательными бомбами на хутора и дома рабочих, а также на санитарные поезда окончательно сделали бессмысленными призывы со стороны советских пропагандистов к финским крестьянам и пролетариям присоединяться к коммунистической системе СССР.
В целом, за период Зимней войны зафиксировано 2075 бомбардировок советской авиацией около 516 населенных пунктов в Финляндии. При этом были убиты примерно 650 и ранено 2000 гражданских лиц. Пострадали 5000 и были уничтожены 2000 зданий. Особенно плотно бомбили порт в Турку, через который в Финляндию поступала военная помощь из других стран, и авиазавод в Тампере.
Досталось от советских бомбардировщиков и самому южному городку Финляндии – Ханко. Там Сталин планировал создать советскую военную базу и сделал это в период между окончанием Зимней войны и началом ВОВ. Нередко советские бомбардировщики сбрасывали так называемую «корзину Молотова» - цилиндр, начиненный мелкими зажигательными бомбами с магнезием. В условиях повсеместного распространения в Финляндии построек из дерева такие «корзины» наносили населенным пунктам максимальный поражающий эффект.
Но больше всего пострадал старинный Выборг, на который было сброшено около 15000 авиабомб, не считая обстрелов города тяжелой дальнобойной артиллерией с железнодорожных платформ из окрестностей Ленинграда.
На момент этих бомбардировок мир еще был не знаком с разрушительным воздействием на мирные города военной авиации периода Второй мировой войны. И бомбардировки Нанкина, Герники, Мадрида и Варшавы еще поражали воображение. Так что советские бомбардировки Финляндии крайне негативно воздействовали на имидж СССР во всем мире (страну и так в декабре 1939 года исключили из Лиги Наций - прообраза ООН). Тогдашний президент США Гербер Гувер сравнил их со средневековыми зверствами татаро-монгол Чингисхана.
Как и на земле, в воздухе численное превосходство советской стороны над финской было многократным. К началу Зимней войны финские ВВС располагали 48 истребителями, 34 разведывательными самолетами и легкими бомбардировщиками и 18 многомоторными бомбардировщиками. К концу войны общий военный флот Финляндии насчитывал около 200 самолетов, поставленных Францией, Великобританией, Италией, Швецией и США.
Для перехвата советских бомбардировщиков КБ Туполева СБ-2 и КБ Ильюшина ДБ-3 финны использовали голландский перехватчик устаревшей модели Fokker D.XXI, который был ненамного быстрее бомбардировщиков. В конце декабря 1939 года финны получили 30 французских самолетов Morane Saulnier 406 – они стали самыми скоростными самолетами тогдашних финских ВВС и активно использовались в марте 1940 года для противодействия советским войскам, продвигавшимся по льду Выборгского залива. Однако при этом французские самолеты были крайне уязвимы для огня с земли: их буквально можно было сбить одной пулей из винтовки.
Британцы в свою очередь поставили финнам 30 своих устаревших самолетов Gloster Gladiator. В первые же 10 дней их использования над Карельским перешейком и Ладожским озером советской авиацией были сбиты 18 Гладиаторов. После этого британские самолеты передислоцировали на более спокойное направление на дальнем севере Финляндии. Позже их вместе с 4 также устаревшими самолетами Hawker Hart передали шведским пилотам-добровольцам. Эти камикадзе разрисовали британские самолеты изображениями черепа с костями и использовали их для тарана советских самолетов. Считается, что шведы таким образом сбили 6 легких бомбардировщиков и 5-6 истребителей, потеряв 5 Гладиаторов.
У финнов также имелось небольшое количество бомбардировщиков: британских Bristol Blenheim (всего Финляндия получила их 38 штук) и итальянских Fiat. Ввиду многократного численного превосходства советских ВВС, финские бомбардировщики летали преимущественно в темное время суток и только на крайне важные задания. В целях нанесения психологического ущерба было предпринято несколько налетов на советские базы на территории соседней Эстонии.
С советской стороны одним из наиболее распространенных самолетов был скоростной бомбардировщик Туполева - СБ-2, действительно обладавший для своего времени неплохой скоростью и защищенный сразу 4 пулеметами калибра 7,62 мм. Его ахиллесовой пятой были топливные баки в крыльях, которые при попадании моментально возгорались.
Дальний бомбардировщик Ильюшина – ДБ-3 при дальних полетах мог принимать бомбовую нагрузку вдвое больше, чем СБ-2, а на ближних дистанциях – в 4 раза больше, чем бомбардировщик Туполева.
Также в ходе Зимней войны использовались советские тяжелые бомбардировщики КБ Туполева – ТБ-3. Эти тихоходы бомбили по ночам объекты в глубоком тылу финнов, а также укрепления линии Маннергейма, поднимая на борт даже 2-тонную бомбу. Но в основном применялись более распространенные фугасные авиабомбы - ФАБ-250 и ФАБ-500.
ТБ-3 использовались и как транспортные и санитарные самолеты. Финнам удалось сбить два ТБ-3, совершавших вылеты днем. В феврале 1940 года при переброске грузов окруженной финнами советской группировке войск был поврежден зенитной артиллерий самолет 7-го тяжелобомбардировочного полка (ТБАП). Он сел на лед замершего озера, после чего экипаж принял бой на земле. Двое уцелевших членов экипажа были взяты в плен, а бомбардировщик был уничтожен финнами из минометов. В марте 1940 года в районе Кеми финским истребителем был сбит второй ТБ-3.
Стоит отметить, что самолеты ТБ-3 еще до начала Зимней войны сыграли крайне важную роль в становлении Воздушно-десантных войск в СССР. Так, в 1935 году эти бомбардировщики перевезли в ходе учений под Киевом 3700 десантников с техникой, а в Белоруссии – 5700. В 1936 году в Забайкалье с самолетов ТБ-3 был десантирован целый полк со станковыми пулеметами, противотанковыми, полевыми и безоткатными орудиями. Однако уже к 1938 году тихоходные ТБ-3 явно устарели, хотя позднее и принимали участие в боях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в Зимней войне и даже в первой фазе ВОВ.
Участие ТБ-3 в Зимней войне также получило неожиданное продолжение. В марте 1941 года Герой Советского Союза летчик М.В. Водопьянов обратился к Сталину с письмом, в котором в частности писал: «Будучи на финском фронте, выполняя боевые задания на тяжелом самолете ТБ-3, я пришел к убеждению, что для современных военных операций тяжелые самолеты необходимы. Меня заинтересовала тяжелая машина ТБ-7… Если взять 100 боевых самолетов, то они смогут поднять 500 т бомб, начиная от 100-кг до 2000-кг, или одновременно выбросить 7000 человек десанта. Кроме того, самолет можно использовать для переброски танков, автомашин, пушек и т.д…».
После налетов немецкой авиации в начале ВОВ на советские города, включая Москву, Сталин был одержим жаждой мести и поручил Водопьянову возглавить акцию возмездия. Вечером 10 августа 1941 года 10 бомбардировщиков на дизельных моторах ТБ-7 и 16 самолетов Ер-2 вылетели с аэродрома Пушкин под Ленинградом на «невыполнимую миссию» - бомбежку самого Берлина. Эскадрилья старалась держаться подальше от объектов вражеской ПВО, почему полет в основном и проходил над Балтийским морем – от побережья Эстонии мимо города Штеттин (современный польский Щецин) к острову Рюген и далее прямо на Берлин. Хотя из вылета протяженностью 2700 км в Пушкин вернулись только два самолета, психологический эффект акции был огромным. Подобные вылеты повторялись до начала сентября 1941 года с эстонского острова Сааремаа, пока немцы не оккупировали Прибалтику и не подошли к самому Ленинграду.
Также в Зимней войне с советской стороны активно использовался истребитель Поликарпова И-16, обладавший отличными для своего периода показателями скорости и высоты полета. Не зря его обводы копировали конструкцию спортивных самолетов, завоевывавших призы на соревнованиях 1930-х годов. И-16 испытывал с конца 1933 года сам Валерий Чкалов, эта машины оставалась основным истребителем СССР до лета 1942 года.
Но история создания И-16 была полна драматизма. Н.Н. Поликарпов проектировал прототип И-16 – И-14 уже после своего конфликта с самим А.Н. Туполевым, когда начал работать в составе объединенного ЦКБ-ЦАГИ, которое возглавил С.В. Ильюшин, в бригаде, возглавляемой П.О. Сухим. Истребитель-моноплан с убираемым шасси, с закрытым фонарем и улучшенной аэродинамикой, проектировавшийся под двигатель Райт «Циклон», был прорывным проектом для своего времени и встречал недопонимание даже у Сухого. После разукрупнения ЦКБ-ЦАГИ бригада Поликарпова получила в 1933 году свободу действий. И уже в 1934 году И-16 пошел в большую серию.
Дальнейшим его развитием стали проекты И-17, И-19 и И-200. Последний был также крайне перспективным проектом и в конце 1939 года, пока Поликарпов находился в Германии, изучая передовой опыт тамошних авиазаводов, был передан брату левой руки Иосифа Сталина – Анастаса Микояна. А.И. Микоян и его коллега М.И. Гуревич возглавили вновь созданное КБ МиГ, первые истребители которого МиГ-1 и МиГ-3 были доработанными версиями И-200. Сам Поликарпов, который ранее уже подвергался аресту, по возвращении из Германии ходил под угрозой новых репрессий, однако вместо этого был отмечен специальной премией за вклад в создание МиГ-1.
По данным финской стороны, за всю Зимнюю войну истребители Финляндии сбили 240 советских самолетов (преимущественно бомбардировщиков), потеряв только 26 своих самолетов. Общие потери советских ВВС за 105 дней конфликта оцениваются финской стороной в 800 самолетов. Однако здесь надо учитывать общемировую практику завышать потери противника и занижать свои, а также то, что финны нередко подбирали сбитые самолеты и вывозили их на санях из лесов и болот для восстановления и дальнейшего использования. В то же время нельзя не отдать должное наземному персоналу, обслуживавшему финские ВВС. Обычно аэродром представлял собой гладь замерзшего озера, на котором были установлены легкие палатки и вблизи которого в лучшем случае располагался хутор, где можно было согреться.
Согласно советской статистике, советские ВВС совершили во время Зимней войны порядка 44000 боевых вылетов, причем со временем они совершенствовали свою тактику. В конце февраля 1940 года 36 советских истребителей атаковали 15 финских самолетов, готовившихся на земле к взлету, и уничтожили как минимум 6 из них. Увы, в первые дни Великой Отечественной войны именно таким образом асы Люфтваффе уничтожили значительную часть советских ВВС. Что до техники таранов, то советские летчики применяли ее еще до шведских добровольцев - во время боев в ходе гражданской войны в Испании, а затем уже в ходе ВОВ.
В заметке использованы данные из книги «The Winter war. The Russo-Finnish War of 1939-40», William R. Trotter (Aurum, 2003) и иных источников.
(Продолжение следует).
О советских самолетах периода Великой Отечественной войны на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском читайте здесь.
О командующем ВДВ - генерале Маргелове читайте здесь.
О российских Аннинских укреплениях XVIII века в Выборге против Швеции читайте здесь.