Как в разные эпохи художники изображали представительниц прекрасного пола.
Античность
В изобразительном искусстве Египта женщину чаще всего представляли хрупкой и изящной — в образе любящей жены. Чаще всего она держит мужа за руку или обнимает его за плечо.
На критских росписях женщин изображали невысокого роста и изящного телосложения с неестественно узкой талией, бледной кожей, черными волосами и глазами. Прическа — собранные на лбу кудри либо косы с вплетенными лентами. В живописи преобладали голубой и оранжевый цвета.
Средневековье
Скромность и минимализм — так можно охарактеризовать образ женщины в Средневековье. Косметика и украшения осуждались церковью и считались атрибутом «греховности». Согласно особому постановлению, брак, заключенный при помощи женских «ухищрений» считался обманным и незаконным. Женщина изображалась кроткой, томной и послушной.
Возрождение
Образы женщины, которые создавали мастера Ренессанса, были особенно притягательны.
После религиозного искусства Средневековья художники вновь вернулись к античным канонам, воспеванию человеческого тела, женской красоты и природы: так появились «Рождение Венеры» Боттичелли, «Дама с горностаем» Леонардо Да Винчи, «Венера Урбинская» Тициана и другие известные полотна.
Популярным остается и образ Мадонны, но он не отрешенный, а живой и теплый, передающий всю полноту материнства в его религиозном смысле. Мадонны Рафаэля — это абсолютно земные женщины, поражающие своей красотой.
Характерный пример женского образа в Северном Возрождении — «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. Более сдержанная, но все такая же естественная и близкая зрителю.
Барокко
В кон. XVI-XVII вв. на смену естественности приходят пышность, стилизация и театральность. Расцвет барокко происходит в период правления Людовика XIV. Французский двор начинает диктовать моду всей Европе, что тут же отражается на изобразительном искусстве. Барочное женское тело, как и раньше, представляется «богатым»: с «лебединой» шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Но теперь элементами женской неотразимости становятся также тонкая, затянутая в корсет талия и пышная, вычурная одежда. Активно используются роскошные воротники и парики. Наиболее известны пышнотелые красавицы Рубенса и Рембрандта.
Рококо
В начале XVIII в. торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. В эпоху рококо женский силуэт напоминает хрупкую фарфоровую статуэтку, театральность и неестественность еще больше проникают в живопись и достигают своего пика. У красавиц эпохи рококо кукольная внешность: узкие плечи, тонкая талия, маленький лиф, контрастирующий с огромной округлой юбкой, и выбеленное лицо. Декольте увеличивается, юбка несколько укорачивается, большое внимание уделяется нижнему белью. Буше и Фрагонар изображают девушек воздушными и очаровательными, окруженными невесомыми тканями и цветами.
XIX век
Один из культовых женских образов XIX века — «Свобода, ведущая народ» Ф. Делакруа. Эта аллегорическая фигура стала собирательным образом сильной женщины в мировом искусстве. XIX век – это «Кружевница» В. Тропинина, «Девушка с распущенной косой» И. рамского, «Прозерпина» Д. Россетти, «Жанна Самари» П. Ренуара, «Жена короля» Гогена и другие.
XX век столь же обширен и разнообразен. Это тонущие в золоте героини Климта, чувственные образы Шиле, эмансипированные женщины на картинах Тамары Лепмпицки, автопортреты Фриды Кало, изображенные Энди Уорхолом иконы стиля, — всех не перечесть.
Текст: Дарья Мартыненко
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о картинах и изобразительном искусстве