Найти тему

Образ женщины в живописи: от египтянки до Мерлин Монро

Как в разные эпохи художники изображали представительниц прекрасного пола.

Античность

В изобразительном искусстве Египта женщину чаще всего представляли хрупкой и изящной — в образе любящей жены. Чаще всего она держит мужа за руку или обнимает его за плечо.

Фрагмент спинки трона Тутанхамона
Фрагмент спинки трона Тутанхамона

На критских росписях женщин изображали невысокого роста и изящного телосложения с неестественно узкой талией, бледной кожей, черными волосами и глазами. Прическа — собранные на лбу кудри либо косы с вплетенными лентами. В живописи преобладали голубой и оранжевый цвета.

Роспись в Кносском дворце. Крит
Роспись в Кносском дворце. Крит

Средневековье

Скромность и минимализм — так можно охарактеризовать образ женщины в Средневековье. Косметика и украшения осуждались церковью и считались атрибутом «греховности». Согласно особому постановлению, брак, заключенный при помощи женских «ухищрений» считался обманным и незаконным. Женщина изображалась кроткой, томной и послушной.

-3

Возрождение

Образы женщины, которые создавали мастера Ренессанса, были особенно притягательны.

После религиозного искусства Средневековья художники вновь вернулись к античным канонам, воспеванию человеческого тела, женской красоты и природы: так появились «Рождение Венеры» Боттичелли, «Дама с горностаем» Леонардо Да Винчи, «Венера Урбинская» Тициана и другие известные полотна.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1482-1486 гг.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1482-1486 гг.

Популярным остается и образ Мадонны, но он не отрешенный, а живой и теплый, передающий всю полноту материнства в его религиозном смысле. Мадонны Рафаэля — это абсолютно земные женщины, поражающие своей красотой.

Рафаэль. Мадонна в зелени. 1506 г.
Рафаэль. Мадонна в зелени. 1506 г.

Характерный пример женского образа в Северном Возрождении — «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. Более сдержанная, но все такая же естественная и близкая зрителю.

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой. 1665 г.
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой. 1665 г.

Барокко

В кон. XVI-XVII вв. на смену естественности приходят пышность, стилизация и театральность. Расцвет барокко происходит в период правления Людовика XIV. Французский двор начинает диктовать моду всей Европе, что тут же отражается на изобразительном искусстве. Барочное женское тело, как и раньше, представляется «богатым»: с «лебединой» шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Но теперь элементами женской неотразимости становятся также тонкая, затянутая в корсет талия и пышная, вычурная одежда. Активно используются роскошные воротники и парики. Наиболее известны пышнотелые красавицы Рубенса и Рембрандта.

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1639 г.
Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1639 г.
Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант. 1609 г.
Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант. 1609 г.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. 1636 г.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. 1636 г.

Рококо

В начале XVIII в. торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. В эпоху рококо женский силуэт напоминает хрупкую фарфоровую статуэтку, театральность и неестественность еще больше проникают в живопись и достигают своего пика. У красавиц эпохи рококо кукольная внешность: узкие плечи, тонкая талия, маленький лиф, контрастирующий с огромной округлой юбкой, и выбеленное лицо. Декольте увеличивается, юбка несколько укорачивается, большое внимание уделяется нижнему белью. Буше и Фрагонар изображают девушек воздушными и очаровательными, окруженными невесомыми тканями и цветами.

Жан-Оноре Фрагонар. Качели. 1767 г.
Жан-Оноре Фрагонар. Качели. 1767 г.

XIX век

Один из культовых женских образов XIX века — «Свобода, ведущая народ» Ф. Делакруа. Эта аллегорическая фигура стала собирательным образом сильной женщины в мировом искусстве. XIX век – это «Кружевница» В. Тропинина, «Девушка с распущенной косой» И. рамского, «Прозерпина» Д. Россетти, «Жанна Самари» П. Ренуара, «Жена короля» Гогена и другие.

Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 г.
Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 г.
Иван Крамской. Девушка с распущенной косой. 1873 г.
Иван Крамской. Девушка с распущенной косой. 1873 г.
Пьер Огюст Ренуар. Жанна Санти. 1877 г.
Пьер Огюст Ренуар. Жанна Санти. 1877 г.

XX век столь же обширен и разнообразен. Это тонущие в золоте героини Климта, чувственные образы Шиле, эмансипированные женщины на картинах Тамары Лепмпицки, автопортреты Фриды Кало, изображенные Энди Уорхолом иконы стиля, — всех не перечесть.

Энди Уорхол. Мерлин Монро. 1962 г.
Энди Уорхол. Мерлин Монро. 1962 г.

Текст: Дарья Мартыненко

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о картинах и изобразительном искусстве