Основную часть коллекции я посмотрел пока поверхностно – удалось пройти с группой некую ознакомительную экскурсию, и даже в сжатой форме конферанс длится почти три часа.
Так что надо приходить снова, читать пояснительные тексты, смотреть внимательно по этажу за заход, наверное.
Мне повезло – с группой попал внутрь молельной избы раскольников. А если сунуться туда самому по себе, будет предупредительный сигнал: нельзя.
В избе видел всякие курьёзы: особое кадило, вариант без цепи, с ручкой, как у кофеварки – таким может пользоваться и простой мирянин, не священник.
У раскольников не хватало духовенства, оттого и пошли беспоповцы, решившие обходиться собственными силами.
Совсем уж экзотика – медные иконки, которые носили с собой. Вернее, не сами они, а способ тиражирования. Икону-образец вдавливали в снятый с дерева особый, плотный гриб. В углубление вливали медь. 4-5 икон из такой формы можно было получить. Изображение лишено мелкой проработки, но …годилось.
Специальные чётки смотрели, амулеты из пары треугольников, где одна из фигур – Бог, другая – человек.
Занятный быт, потаенный такой, свой.
Изба настоящая, привезена в Москву из провинции, сложена очень давно – и помещена в музей целиком.
А на другом этаже есть так же цельно установленный двухъярусный иконостас греческого храма.
Один из «хитов» - икона псеглавого Святого Христофора, собачья голова показывает его варварское происхождение.
Есть роскошные картинки 18 века, барочные, на вид схожие с так любимыми мною иконами колониальной Лат. Америки.
Я купил в лавке при музее книжку про иконопись, дома скачал пару циклов документального кино по теме. Всё интересно – но хотелось бы более отстранённого рассказа: подустал от фраз о том, что понять икону можно только сердцем – и только сердцем православного человека (а западные люди способны видеть только рассудком, а не душой).
Вот на Западе икона – «Библия для неграмотных», а в православии нарратив (и упаси боже, некая развлекательность) совершенно не нужны, это всё для маловерующего европейца. При этом в коллекции очень много именно повествовательных и разъясняющих многофигурных картин, по периметру идут т.н. клейма, в них – пояснительные сюжетцы, рассказики. Что это, если не та самая «Библия для неграмотных»? На огромной картине Страшного суда Иисус появляется несколько раз, он в центре нескольких рассказов, персонажей – сотни: праведники, грешники, жидове, ляхи, немцы, слОвяне, змей, турки, черти, святые. Всё это нужно рассматривать – и получать от рассказа наставление.
Много пафоса, выспренности, человеку из светской традиции досадного. При чтении и просмотре можно на это «ставить фильтр», но уникальность и богоизбранность сияют в каждой второй фразе, это определяющее свойство рассказа.
Меня икона интересует скорее в её декоративном аспекте, как воплощение набора интересных визуальных правил, принципов письма. Гид в музее именно так всё и подавал, хотя большая часть группы была из некого христианского вуза. Ещё б найти кино и литературу в таком же ракурсе – стало б и вовсе прекрасно.