Обнаружение артефактов из щепотки, датируемых 3,3 млн лет назад, на объекте LOM3 на западном берегу озера Туркана в северной Кении коренным образом изменило наше представление о ранней эволюции гоминина и развитии технологического поведения в нашем происхождении.
Помимо того, что он отталкивает начало известной археологической записи на 700 000 лет назад, он размещает истоки каменной щепки за полмиллиона лет до самых ранних известных ископаемых свидетельств рода Homo, и впервые за 80 лет была предложена новая индустрия раннего каменного века.
Участок LOM3 представляет собой низкий холм, эродированный небольшим оврагом, в который попадает ряд линз песка, гранул и ила, соответствующих различным фациям одной и той же осадочной среды, связанных с дистальным отложениями вентиляторов, в которых сохраняются артефакты.
Поверхность и извлеченные артефакты из отложений, обнаженных на участке LOM3 над туфом Торото, датируются 3,3 млн лет назад сочетанием датировки 40Ar/39Ar и магнитостратиграфии.
Литосодержащие материалы, извлеченные в 2011 и 2012 годах, включали 149 артефактов, обнаруженных на поверхности и на месте: 83 стержня, 35 хлопьев (цельных и сломанных), 7 пассивных элементов или потенциальных наковаленок, 7 обсудителей (цельных, сломанных или потенциальных), 3 обработанных булыжника, 2 щебня и 12 неопределенных частей.
Технологический анализ этих артефактов свидетельствует о работе сенсомотора и эффективном контроле элементарных ударных жестов, хотя шрамы от шелухи и их организация не свидетельствуют о мастерстве работы с камнями, как это было продемонстрировано позже Олдованскими рыцарями.
В дополнение к уже опубликованным результатам полевых сезонов 2011 и 2012 гг. в рамках проекта LOM3 продолжающиеся раскопки в 2014 и 2015 гг. позволили обнаружить еще 16 хорошо сохранившихся артефактов и несколько ископаемых останков.
Эти материалы извлекаются из стерильных плиоценовых вскрышных пород толщиной менее 3 м в слое, содержащем гранулы до мелкогалечных песчаных линз.
В стратиграфии над этой стратиграфией нет других подобных линз для гранул/малых гранул, и нет других линз размером с артефакты в разделе над площадкой.
Поскольку уровень артефактоносности под холмом все еще сохраняется, раскопки будут продолжаться в обозримом будущем.
Во время раскопок применяется строгий протокол анализа следов и использования износа, в котором экскаваторы надевают стерильные перчатки, а артефакты и окаменелости тщательно извлекаются, чтобы обеспечить сохранение их поверхности и любых прилегающих отложений, и в котором образцы из окружающей матрицы грунта собираются для сравнительного анализа.
Артефакты не обрабатываются и не исследуются до тех пор, пока они не будут очищены в лабораторных условиях и не будут собраны для анализа в виде микроэлементов.
Поэтому большинство недавно обнаруженных артефактов и окаменелостей еще не были детально изучены в технологическом плане.
В рамках данных исследований была осуществлена экспериментальная программа по воспроизведению литографии, найденной на объекте из того же местного сырья, что и на объекте LOM3, и кнэппер подвергался различным физическим ограничениям с целью более точной реконструкции методов и стратегий восстановления, используемых для производства артефактов LOM3.
Вместе с технологическим анализом археологического материала, эти репликационные эксперименты показывают, что молотки LOM3 преимущественно использовали как пассивную молотковую технику, в которой ядро удерживается обеими руками и ударяется вниз по наковальне, так и биполярную технику, в которой одна рука стабилизирует ядро на наковальне, а другая ударяет молоток вертикально в ядро.
Эти методы редко встречаются в Олдоване.
Эти репликационные эксперименты показали, что для производства инструментов Lomekwian с использованием этих двух методов не требуются человеческие манипулятивные возможности.