Найти тему
Шедевры вне времени

Грамотность: истоки и глубокое понимание культуры речи

Оглавление

Прежде чем попытаться понять, что такое грамотность и проблема определения грамотности, необходимо осознать различие и связь между устной и письменной культурой речи, поскольку эти два понятия часто встречаются в дискуссиях о литературе.

Между 1100 и 700 годами до нашей эры греческое общество было полностью устным, то есть истории передавались только вербально, а не в письменной форме.

Классика древнегреческой литературы передавалась устно задолго до того, как была записана. Это указывает на то, что письменные формы языка не требуются для того, чтобы сообщество обладало хорошо сформировавшейся эстетикой в поэзии, повествовании, юморе и риторике.

Истоки письменности

Греческий алфавит был изобретен около 800 года до нашей эры. Первоначально его целью было обозначение владельца (создание первых документов на право собственности). По словам историков, "это общество стало грамотным очень медленными темпами".

Через 300 лет после изобретения алфавита в обществе появился значительный объем письменной литературы, но Древняя Греция во многом была устным обществом, в котором письменное слово заняло второе место после устного.

Со временем греки стали настолько привыкать к письменности, что потеряли хватку в сохранении устной традиции.

Устные стихи Гомера и Гесиода были записаны, что впоследствии привело к возникновению истории европейской литературы. Сейчас трудно поверить в то, что настолько грандиозные произведения, как эпические песни - "Иллиада" и "Одиссея", могли передаваться из уст в уста.

https://www.pinterest.ru/pin/561120434826461629/
https://www.pinterest.ru/pin/561120434826461629/

Исследования в лингвистике и истории литературы

Многие люди не понимают, что развитие греческой литературы на самом деле происходит из еще более древней традиции устного повествования. Американский лингвист Дебора Таннен провела различие между устностью и грамотностью, которое основано на научных исследованиях Хавлока (1963), Олсона (1977) и Онга (1967).

Это различие между устностью и грамотностью, которому Таннен бросила вызов, также известно как "устно-грамотный разрыв". Ее исследование показало, что докладчики, выступающие в наибольшей степени устно, являются, тем не менее, высокообразованными людьми. Поэтому разделение должно быть заменено континуумом.

Было отмечено, что в разговорном дискурсе можно увидеть как устные, так и литературные стратегии, связанные с разговорным стилем и беглостью речи. Понимая это, не следует думать об устности и письменности как об абсолютном расколе, чтобы не впасть в заблуждение. Примеры разговорного стиля дают понять, что устное изложение полностью способно быть культурно грамотным, а его носитель высокообразованным.

 https://www.pinterest.ru/pin/417920040396703303/
https://www.pinterest.ru/pin/417920040396703303/

Как же сегодня определяет грамотность научный мир?

Если раньше понятие грамотности ограничивалось умением читать и писать, то теперь оно более широко определяется как умение использовать различные языковые навыки, включая аудирование, говорение, чтение, письмо и мышление.

Наиболее всеобъемлющим и актуальным определением грамотности может быть следующее:

Грамотность - это способность использовать язык и образы в богатых и разнообразных формах для чтения, письма, слушания, взгляда, представления и критического осмысления идей. Она включает в себя способность получать доступ к информации, управлять ею и оценивать ее, мыслить творчески и аналитически, а также эффективно обмениваться мыслями и идеями.

Грамотность подразумевает освоение критического мышления и рассуждения для решения проблем и принятия решений, связанных с вопросами равенства и социальной справедливости.

Грамотность объединяет людей и общины и является важнейшим инструментом личностного роста и активного участия в жизни сплоченного демократического общества.

Здесь уместно также заметить, что современный социологический научный взгляд выделяет множество видов грамотности. Вот лишь некоторые из них:

  • академическая,
  • религиозная,
  • бюрократическая,
  • цифровая,
  • эмоциональная,
  • технологическая,
  • музыкальная,
  • математическая.

В результате быстрого изменения определений термин "грамотность как единичное явление" сегодня, возможно, устарел.

Робертс заявил:

"Термин "грамотность", таким образом, всегда является своего рода дезинформацией: неадекватным способом описания множества конкретных видов грамотности. Не существует основного определения грамотности, к которому мы могли бы обратиться в качестве эталона для проверки достоверности конкретных определений: подробности - это все, что у нас есть".
(1995 г.)

Кроме того, Эдвардс и Сенкевич (1990 г.) указали, что устность и грамотность должны рассматриваться как непрерывный совокупный процесс, а не как разрыв.

Прекрасным примером является проповедь: "С одной стороны, проповедник погружен в культуру библейской книги, с другой стороны, носитель его послания является исключительно устным". Проповедник почти одновременно живет и в разговорном, и в письменно-литературном мире. Этот пример ничем не отличается от любого человека, который использует язык и как "устный", и как "грамотный".

-3