Как и обещал в данной статье, набрав 10 лайков опубликую более масштабную работу. Которую сейчас представляю вашему чтению. Работа длинная и скучная, но не забывайте, только читая длинный текст, можно добраться до истины. И хотелось бы, чтобы меня прочитали учителя, дали свою оценку и рекомендации.
Данная статья посвящена проблеме системы образования. Изучены характерные особенности российского школьного образования в отношении ошибок учащихся. Предлагаются небольшие изменения в школьном образовании с целью получения более жизнеспособных и подготовленных учащихся, а впоследствии и граждан.
Хотелось бы начать с цитаты Роберта Грина Ингерсолла «Школа – это место, где шлифуют булыжники, и портят алмазы». Несомненно, школа дает ребенку многое, однако, по моему мнению, образование упрощено и нацелено на то, чтобы обучающийся совершал как можно меньше ошибок. «Чем меньше ошибок ты совершаешь, тем лучше твоя оценка» - это максимально простая и понятная схема, с одним лишь замечанием – обучающийся не учится, а зачастую запоминает лишь одну схему решения задачи и, сталкиваясь с нею в будущем, не может ее решить. И все это приводит его к единому государственному экзамену. И тут раскрываются некоторые пробелы – неспособность мыслить аналитически, нежелание вникать в сложные задачи и улучшение результатов за счет решения легких задач.
Хотелось бы, чтобы школа учила думать, но с самого начала, с самого первого дня в школе анализируется лишь конечный результат. Есть преподаватели, которые обращают внимание непосредственно на ход решения, и советуют альтернативные способы решения, но их, к сожалению меньшинство. Обществу не нужны думающие люди, хватит и тех, что есть.
В статье поднимается довольно «свежая» проблема школьного образования. Хоть и в целом вся программа с 1 по 11 класс не соответствует требованиям XXI века, всё же хотелось бы, чтобы реформы образования начинались с таких маленьких шагов, как работа над ошибками, и не столь строгое и негативное отношение педагогов к ним. Даже это маленькое изменение способно привести к некоторым улучшениям.
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ.
Начнем, пожалуй, с начальных классов. Особенность младшего школьника в том, что школа для ребенка абсолютно новая среда, в которой ему необходимо как-то адаптироваться. У ребенка меняется режим дня, ему необходимо организовывать досуг, все это сопровождается напряжением от уроков.
Начинают складываться отношения с учителем и одноклассниками. И абсолютная беспомощность, которую ощущает ребенок. Если раньше ему можно было больше спать и больше отдыхать, то теперь необходимо ходить в школу, делать уроки, и делать их корректно. Задача учителя в такой учебный период — свести к минимуму наказания, всячески поддерживать учеников, поощрять их за действия, каким-либо образом направлять их природную активность на мыслительный процесс (не на результат, а именно мыслительный процесс). Преподавателю необходимо включать в учебную программу игры и соревновательный дух, при этом пытаться понять, что умеет тот или иной ученик и поощрять эти качества, дать им проявиться. По-моему, хотя бы из первых двух классов необходимо убрать отметочную систему оценки знаний и оставить вместо них четыре пункта:
- Хорошая успеваемость, готов к переходу в следующий класс
- Необходимо в летнее время повторить весь пройденный материал
- Необходима коррекционная работа. Данное понятие включает работу с психологами, логопедами.
- Возможен переход в школу со специальным уклоном (в научной либо другой сфере).
СРЕДНИЕ И СТАРШИЕ КЛАССЫ
У обучающегося есть представления о том, что такое отметка как ее получить и в целом он уже понял, как работает цепочка: учеба – отметка – поощрение. Понимание того, что чем больше правильных ответов, тем лучше оценка. И в этот самый момент все его стремление в учебе как деятельности направлено на получение верного ответа, а, следовательно, и хорошей оценки. И преподаватели в это время снижают требования и не так придирчивы к ученикам, хотя было бы здорово дать им альтернативу решения, узнать способ, которым пользуются они, примерно попытаться понять, что происходит в голове обучающегося, когда он сталкивается с задачей.
Было бы хорошо, если учителя не так сильно снижали конечную оценку, когда есть ход выполнения задания. А если у ученика выходит некорректный ответ, то необходимо рассмотреть его решение задачи и указать на моменты, где он ошибался, при этом эту задачу может выполнять не только преподаватель, но и успевающие ученики. Обучение за счет преуспевающих учеников позволяет дополнительно мотивировать, (эта практика довольно распространена в странах Северной Европы).
В конце от себя хотел бы добавить, что данную статью решил написать, после прочтения Михаила Литвака.
И так почему же я предлагаю эту тему для рассмотрения. Вся система образования, на мой взгляд, на создание общества потребления, которое будет работать, будет приносить пользу, не задумываясь об альтернативных путях решения. Поколение, людей стремящихся к похвале, которое до ужаса боится совершить ошибку, получить за это «плохую оценку». Возможно поэтому у нас столько талантливых людей, зарабатывающих офисные мозоли. Они — жертвы системы с самой школы. Они не способны совершить что-то серьезное и значимое: боятся открыть свой бизнес, боятся инвестировать, боятся играть и творчески реализовывать себя, боятся провиниться, и зависимы от общественного мнения. Обучение для похвалы ведёт к тому, что человек боится совершить ошибку и получить опыт. А без такого ценного опыта невозможно развиваться и добиться новых высот.
Мне хотелось бы, чтобы школьное образование в России вышло на принципиально новый уровень. Комфортная для учеников и учителей среда. Учебные заведения, которые «не портят алмазы», а развивают таланты ребенка. Школы, где учителя не столь много времени уделяют заполнению бумаг.