Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман (МбС) сделал ставку на будущее своей страны, решив продать 5 % акций самого ценного актива Королевства - нефтедобывающей компании Saudi Aramco.
Он надеется, что публичное размещение ценных бумаг (IPO) поможет профинансировать экономический прорыв страны, сделав ее менее зависимой от нефтяных доходов.
Бин Салман пытался это сделать в течение трех лет, однако ему мешали крайне неудачная война с Йеменом и удачные действия йеменских повстанцев, особенно когда они в августе этого года повредили основные объекты Aramco в Аб Кайке.
МбС рассчитывает получить от реализации активов примерно $ 2 трлн, хотя аналитики очень осторожно относятся к этой сумме.
Aramco никогда не публиковала свои финансовые отчеты. На сегодняшний день страница сайта, содержащая корпоративные отчеты Aramco, датирована 20.07.2018 г. и раскрывает производственные показатели за 2016 год.
Утверждалось, что компания планирует начать публиковать финансовые отчеты в начале этого года, однако официально этого пока не произошло.
IPO Aramco это основа реализации программы МбС под названием "Vision 2030". Согласно ей должна осуществиться переделка и модернизация экономики Королевства.
В преддверии IPO разные компании по разному оценивают стоимость продаваемого актива. При этом разрыв между заявленной ценой активов саудовской компании и независимыми оценками огромен, что и пугает потенциальных инвесторов.
BofA оценивает активы в $ 1,22 трлн по сравнению с заявленной $ 2,27 трлн.
Goldman Sachs - от $ 1,6 до $ 2,3 трлн.
"Обратите внимание, что предлагаемая нами схема оценки основана на долгосрочном анализе и не связана с краткосрочной оценкой вероятных результатов акций компании", - говорится в отчете Goldman перед IPO.
Большая часть оценки Goldman Sach основана на средней цене на нефть в размере $ 64,50 на 2019 год и $ 60 за баррель с 2020 по 2023 год.
EFG Hermes считает по своему и показывает стоимость от $ 1,55 до $ 2,1 трлн.
Исследовательская команда Бернштейна оценила Aramco примерно в $ 1,2 – 1,5 трлн.
HSBC, один из ведущих андеррайтеров IPO, оценивает нефтяную компанию в $ 1,59 – 2,1 трлн.
Банк BNP Paribas, играющий решающую роль в IPO, считает стоимость активов Aramco в $ 1,42 трлн.
"Широта диапазонов объясняется тем, что аналитики хотят охватить как нижний, так и верхний уровни, показывая возможные риски", - пояснил один из банкиров агентству Рейтер.
Если вернуться назад, то вспомним, что первоначально МбС планировал продавать 20 % акций компании за $ 400 млрд. Сейчас же он за 5 % стремится выручить почти $ 2 трлн.
Его намерения понятны, поскольку дефицит государственного бюджета к 2020 году составит 6,5 %, по сравнению с 4,7 % в этом году. То есть в следующем оду это будет почти $ 50 млрд.
Долг к ВВП, который в 2014 году составлял всего 1,4 %, в 2020 году вырастет до 28 %.
Для затыкания этой государственной финансовой бреши Aramco необходимо либо увеличить производство нефти, либо повысить цены на нее. Но ни то, ни другое в ближайшем будущем невозможно.
Реальность такова, что в течение последних нескольких месяцев саудовцы помогали себе удерживать уровень доходов только за счет военной составляющей и собственных махинаций, заставляя США применять эмбарго и санкции ко всем их конкурентам, устраивая бои с Ираном и вызывая нападения на свои танкеры и инфраструктуру.
Иначе на фоне глобального экономического спада и нефтяного избытка они не смогли бы удержать цены от падения.
Aramco полагает, что цены на нефть в 2020 году составят $ 60, что равнозначно результатам гадания на кофейной гуще.
Впереди Brexit, колебания британского фунта и евро. а также судорожная попытка ЕЦБ и ФРС преодолеть кризис долларовой ликвидности, который угрожает поглотить весь западный мир.
В конце концов, все те деньги, которые Арамко насобирает у инвесторов, будут использованы для финансирования операционного дефицита правительства Саудовской Аравии в течение следующих 18 месяцев или максимум двух лет.
Этого недостаточно, чтобы спасти страну и изменить экономику путем реинвестирования.
Абсолютно не имеет значения, будет ли дефицит бюджета финансироваться за счет долга или сокращения резервов.
Куча денег - это просто куча денег, пока Королевство не начнет принимать валюты, отличные от доллара США, и не сломает привязку риала к доллару.
Новый валютный подход освободил бы страну от излишних расходов при реализации внутренних проектов и поддержания социальных программ.
Можно ли ожидать на фоне укрепления доллара, что цены на нефть сохранятся на уровне около $ 60 при прочих равных условиях?
Конечно, нет. Цены на нефть в долларовом выражении будут расплющены, как и почти все остальное. Ведь очевидно, что повышение доллара автоматически толкает другие основные валюты вниз.
Для прекращения роста американской валюты потребуются скоординированные усилия всех крупных центральных банков и беспрецедентное политическое давление на ФРС со стороны Трампа.
В этих условиях спасти Королевство может только реальная экономическая реформа в стране, которая, скорее всего, положит конец дружественным отношениям с США.
Пойдет ли на такой радикальный шаг Салман?