История растет на географии так же, как растение растет на почве. Не зная географических особенностей местности невозможно понять особенностей развития народов и государств этой местности.
Для Восточной Европы в древности было характерно существенное отставание в развитии цивилизации по сравнению с более южными и более западными территориями Европы. Дело в том, что сравнительно с Южной и Западной Европой, Восточная Европа это холодный ад. У нас зима длится, фактически, полгода.
На средиземноморских островах, в Греции, на Юге Италии и Испании зимы, в нашем понимании этого слова, вообще нет. Самый холодный период зимы у них такой, как в России - дождливая осень.
Зимний минимум в Италии, на побережье Франции и юга Англии это -6 градусов по Цельсию. То есть в самую холодную зиму там ночью -6 или теплее. Гольфстрим обогревает эти земли, поэтому, на тех же широтах, что и у нас, зима там гораздо мягче. Снег выпадает редко. Почва не промерзает. Западноевропейский климат, особенно на побережье, почти такой же мягкий, как средиземноморский.
Именно эти земли - Юг Европы и морское побережье Запада с древности становятся центрами развития европейской цивилизации. Там на единице площади можно вырастить больше еды. Больше можно прокормить людей. Соответственно, там выше плотность населения. Там раньше возникают города, торговля, ремесла. Там раньше появляется возможность собирать с людей налоги, а значит, создавать какие-то ранние государственные образования. Вот этот излишек продуктов и создает возможность построить цивилизацию.
В Восточной Европе ничего подобного в античный период возникнуть не могло по чисто климатическим причинам. В лесах жили охотники и собиратели. На юге, в степях, жили кочевники. В античный период был только один эпизод с земледельческой цивилизацией в Восточной Европе. Это скифы-пахари и скифы-земледельцы на степных чернозёмах, в относительно мягком климате, недалеко от побережья Черного моря. Там, даже при античном, примитивном уровне землепашества люди могли прокормиться земледелием. Дело в том, что античный мир не знал конского хомута. Лошадь запрягали в колесницу или в плуг при помощи ременного ошейника, который душил лошадь тем сильнее, чем сильнее она тянула вперед. Поэтому лошадей в античном мире реже использовали как тягловый скот, а землю пахали на более дорогих и медленных, быстрее устающих волах.
Скаифы-пахари процветали лишь до тех пор, пока родственные скифы-кочевники позволяли им существовать. Но с приходом в степи других, враждебных кочевников традиция землепашества в Восточной Европе прервалась на века. А в лесной зоне, где земледельцы могли бы как-то укрываться от набегов кочевников, никакое землепашество, как основа пропитания, в античный период было просто невозможно.
Если основа пропитания не земледелие, а охота, собирательство или кочевое животноводство, то это сильно ограничивает численность населения. Как только население достигает той численности, которая может прокормится с этой территории, расти численность перестает. Все лишние люди умирают от голода или от истощения.
Этот ограничитель - голод - работает и среди землепашцев. Но если в Южной и Западной Европе земледелием с какой-то территории прокормятся 10 000 человек, то в степях Восточной Европы, где кочевники, с такой же территории прокормятся 100 человек, а в лесах с такой же территории прокормится только 10 человек охотников и собирателей.
Но в VII-X веках в Европе широко распространяется более совершенная упряжь для лошади. Лошадиное подперсье уже не душит лошадь, когда она тянет телегу или плуг. Менее требовательная к корму, более выносливая лошадь оказывается более выгодным животным для землепашества. Именно в этот период идет активное расселение пахарей - славян по территории Восточной Европы.
А к X веку в Европе широко распространяется еще одно усовершенствование - лошадиный хомут. Эффективность лошади, как тягловой силы в результате этих усовершенствований выросла в несколько раз (Эксперимент Лефевра де Нёттеса, проведенный в 1910 году показал, что, сравнительно с античным ошейником, хомут повысил эффективность тянущей телегу лошади в 6 раз). Усовершенствованная упряжь позволяла землепашцам не только кормить себя в условиях холодного восточноевропейского климата, но и создавать некоторые излишки для развития общества. В результате даже в наших холодных краях стали возможны более высокая плотность населения, рост торговли, рост городов и возникновение раннефеодальных городов-государств Древней Руси.
Если вам понравилась эта статья - ставьте лайк, делайте репост,
и подписывайтесь на канал.
См. также: