Палеогидрология имеет ключевое значение для понимания распространения гомининов на Аравийский полуостров в течение четвертичного периода и для изучения гипотез, связанных с расширением и сокращением численности палеолитических популяций как в Аравии, так и между региональными рефгионами.
Наличие поверхностных пресноводных ресурсов, опосредованное периодическим увеличением количества осадков, по всей вероятности, является решающим фактором, определяющим сроки и маршруты миграций доминионов в среднем поясе арабских пустынь Сахаро-Сахаро.
Современные люди предоставляют наш единственный физиологический аналог другим видам гоминина; взрослым требуется ~3 л воды в день, получаемой из потребления жидкости и пищи, чтобы уравновесить потерю жидкости.
Тепловой стресс от физической активности в регионах с более высокими температурами сильно повышает эту величину, а в пустынной среде смерть может наступить всего через несколько дней без воды.
Многочисленные хронометрически датированные палеоэкологические архивы свидетельствуют о том, что заметное увеличение осадков на континенте произошло на "влажных" фазах среднего и позднего плейстоцена и раннего голоцена, что потенциально создает возможности для рассеяния людей.
В южной части Аравии дополнительная влажность в этих более влажных эпизодах возникла в результате сдвигов северной границы летних муссонов в Индийском океане.
Хотя любое потенциальное проникновение средиземноморской влаги в северную Аравию, вероятно, было ограниченным в пространственном отношении, усиление восточно-африканских муссонов могло привести к увеличению влажности в центральной и северо-западной частях Аравии одновременно с проникновением муссонов в южной части Индийского океана и с последующим возможным вкладом низкоуровневых синоптических впадин вдоль Красного моря.
Эти климатические последствия связаны с усилением континентальной солнечной инсоляции с эпизодами пиковых осадков, которые предполагается проводить по модуляции эксцентриситета в прецессионном режиме.
Основные влажные фазы документируются на морских изотопных стадиях (МИС) 11 и 9 и 6, 5, 3 и 1.
Масштабы, интенсивность и синхронизация этих различных влажных эпизодов остаются предметом обсуждения.
В некоторые из этих периодов крупные озера образовались в северо-западных регионах, таких как Мудаввара, Тайма и Джуббах, и в южных регионах, таких как Мундафан и Худжайма, и в восточных районах, таких как Сайван.
Из Руб'аль-Хали, Нефуда и Рамлата ас-Саб'атайна и западного Хаджара поступили сообщения о многочисленных небольших межунальских и терминальных аллювиальных озерах.
Формирование крупных озер предполагает, по крайней мере, эпизодическую активацию местных речных систем.
Об этом свидетельствуют речные и аллювиальные месторождения вентиляторов на юге Аравии, относящиеся к различным влажным фазам, а также надрезанные реликтовые дренажные сети, расположенные над плиоценовыми и четвертичными отложениями по всему полуострову.
Исследования в Сахаре показали, что аналогичные речные системы формируют биогеографические коридоры, которые допускают транссахарское рассеивание в более влажные периоды МСН 5 и голоцена.
Финлэйсон предположил, что пространственно-временные колебания доступности пресной воды также могли вызвать движение гоминина по более широкому среднеширотному поясу.
В Аравии активизация палеогидрологических систем могла привести к рассеянию гоминина в позднем плейстоцене.
Археологические раскопки свидетельствуют о доминирующем положении на полуострове, о чем свидетельствуют типичные среднепалеолитические поверхностные объекты, датированные примерно 211, 125, 107, 75 и 55 000 лет назад.