Гитлер мог бы стать художником, а стал... Говорят – Гитлер, подразумевают – война. А оказывается, он еще и картины рисовал. И, более того, хотел сделать это делом своей жизни. «Рамблер» пишет, что как-то Гитлер сказал послу Великобритании: «Я художник, а не политик. Когда польский вопрос будет решен, я хотел бы закончить свою жизнь как художник».
Будущий диктатор, подчинивший себе огромную часть мира, в школе учился плохо. Успевал он лишь по 1 предмету – изобразительному искусству.
В юности он не смог поступить в Венскую академию художеств, хотя пытался ее покорить аж дважды (в 1907 и 1908 гг.). Что интересно: Адольф был крайне самоуверенным с детства, не готовился ко вступительным экзаменам и – не сдал их.
Как тут не вспомнить слова этого самоуверенного типа, сказанные им уже много позже: «Люди всегда смеялись над моими пророчествами. Однако бесчисленное множество тех насмешников теперь уже не смеется, а в скором времени, вероятно, перестанут смеяться и остальные…»
Причем художественный талант в нем даже нашли, но не тот, какой ему самому хотелось бы: члены вступительной комиссии предложили ему учиться в архитектурном училище. Правда, для этого необходимо было вновь проучиться в средней школе.
Это его повергло в шок. Он начал пить, появляться в компаниях с сомнительными бомжеватыми личностями. Однако Адольф не бросал своего хобби. Он рисовал акварели, открытки с видами Вены, которые продавались и он этим зарабатывал на проживание.
В 1913 г. он переехал в Мюнхен, где его открытки стали продаваться еще больше.
На Первую мировую войну он пошел добровольцем. И взял с собой краски.
Стал агитатором против революции. После войны остался в армии. Сделался пусть не гениальным художником, зато гениальным оратором (правда, по принципу сомнительной совместности гения и злодейства). И продолжал рисовать.
Что же рисовал Гитлер? И какой психологический вывод можно сделать, анализируя его работы?
Гитлер изображал в основном пейзажи и натюрморты. Главные «герои» более 3000 его картин – это дома, улицы, а также зелень. Людей там практически нет. Культурологи называют Гитлера «мрачный художник», а психологи видят в его рисунках «глубокую незаинтересованность в людях».
Нарисованное на войне, разумеется, существенно отличается от мирных открыток: это те же здания, но уже разрушенные, а также военная техника.
А вот после Первой мировой войны на картинах Гитлера появляются люди. Но и тут нет никакой душевности: он изображает обнаженных (или почти обнаженных) женщин.
Есть у него и автопортреты. Наиболее продуманным является портрет 1910 г., где будущий диктатор изобразил себя без глаз, ушей и носа, но со специфично, «по-гитлеровски» зачесанными волосами.
Если интерпретировать такой автопортрет, исходя из психологической теории, идущей от учения И. М. Сеченова, можно сказать следующее.
Согласно учению Сеченова, любое появляющееся в психике человека представление и каждая идущая от него тенденция переходит в движение: «Всякая мысль заканчивается движением».
Согласно такому анализу, в Гитлере преобладают более активность и направленность на конкретные действия, нежели мысль, рефлексия. Также наблюдаются эгоцентризм, зацикленность на своих желаниях и потребностях, невнимание к окружающим людям и их чаяниям.
Параллельно совершенно четко видно, что автор рисунка не заинтересован в информации, ему совершенно не значимо, что о нем думают другие.
Также видны нервозность, тревожность, подозрительность, агрессивность. Есть черты отрицания осуждения со стороны, тенденция к скрытности.
Как ни странно, человек, убедивший половину Европы в своих парадоксальных теориях, судя по рисунку, мышление имел довольно стереотипное, банальное. Да, в нем были зачатки чего-то творческого – но не более, чем зачатки. Как бы мы сказали сейчас, творил он на уровне ремесленника, а то и ученика, но уж никак не мастера. И только ли потому, что не успел поступить в академию и обучиться у мастеров?..
В целом анализ картин Гитлера подтверждается психиатрическим анализом. Его личность (уже спустя годы, конечно) оценивают и психоаналитики, и философы-экзистенциалисты. И все сходятся в том, что Гитлер был невротичной личностью. Многие уверены, что это было не просто психическим отклонением, а психиатрическим заболеванием.
Впрочем, в наше время даже проводили выставки его картин, некоторые из них продали на аукционе Jefferys в Великобритании. Кстати, самый дорогой рисунок Гитлера был куплен россиянином (он предпочел свое имя общественности не открывать). Картина была оценена ни много ни мало в 10 500 фунтов стерлингов.
Самые секретные картины раньше хранились в тайниках друга Адольфа Гитлера – Генриха Гофмана, а затем были присвоены американским Центром военной истории. Специалисты поместили эти 4 рисунка не куда-то там в общий доступ, а в подземное секретное хранилище, четко указав, что, кроме нескольких экспертов, их никогда никто не увидит. В чем тайна? Почему так строго засекретили эти рисунки? Ответов США не дают.
Впрочем, сейчас во Всемирной сети можно найти другие картины Гитлера. И пользователи Интернета вовсю комментируют их. Например, примечателен такой отзыв: «Красиво, а ведь если бы его приняли в художественное училище, то это, наверное, изменило бы всю историю, и не было бы войны…»
Что было бы, если бы известные люди в начале своей жизни избрали иной путь и стали не теми, кем стали в итоге? Как там у Маяковского: «Кто матери-истории более ценен?» Что было бы, если бы Ломоносов стал рыбаком? И если бы Александр I так и остался императором, а не подался в сибирские отшельники? И если бы Евгений Петров, этот гениальный соавтор Ильи Ильфа, остался инспектором одесского уголовного розыска, а Николай Рерих – юристом?.. Как говорится, «история не знает сослагательного наклонения...».