Найти в Дзене
Шедевры вне времени

Берлинская лазурь: настоящая история уникального оттенка

Оглавление

Прусский фонд дворцов и садов Берлина-Бранденбурга в Потсдаме (Германия) создал каталог своей коллекции французских картин XVIII века, собранных Фридрихом II из Пруссии (1712-1786).

Произведения Антуана Ватто (1684-1721), Николя Ланкре (1690-1743) и Жана-Батиста Патера (1695-1736) занимают видное место в этой коллекции.

Группа искусствоведов, реставраторов и ученых исследовала более 50 картин. Впервые углубленно изучалась одна из крупнейших в своем роде коллекций.

Это исследование показывает, что пигмент берлинская лазурь, соединение гексацианоферратного комплекса железа, использовался художниками в Париже гораздо раньше, чем предполагалось ранее.

Самым удивительным было свидетельство наличия берлинской лазури в двух предыдущих картинах Ватто: "Марийские деревни" и "Паломничество на остров Киферу" (музей Штеделя, Франкфурт). Обе картины условно датированы примерно 1710 годом.

 http://www.pinterest.ru/pin/177962622760157663
http://www.pinterest.ru/pin/177962622760157663

Впервые берлинская лазурь была синтезирована в Берлине в начале 1700-х годов. Большинство литературы по истории пигментов предполагает, что берлинская лазурь редко использовалась или не использовалась художниками до 1720-х годов.

Харли писал в этом контексте:

"...можно было бы ожидать, что пигмент был сразу же признан художниками, но этого не произошло..." и "...кажется, он был хорошо известен к середине восемнадцатого века...".

Если предположить, что стилистическая датировка картин верна, это означает, что берлинская лазурь должна была найти свой путь от Берлина до Парижа не позднее 1710 года.

Вопрос раннего использования берлинской лазури имеет большое значение, так как наличие или отсутствие пигмента в предметах искусства часто используется для их относительной датировки, а также для ответа на вопросы, касающиеся подлинности.

Цель этой статьи - прояснить некоторые недоразумения, связанные с первым производством и использованием берлинской лазури в живописи. Для этого были изучены исторические источники и проанализирован ряд картин в поисках новых материальных находок.

Метод исследования картин

Поиск берлинской лазури в картинах начала XVIII века может быть достаточно сложным. Это особенно актуально для Ватто, поскольку многие его картины неоднократно подвергались консервации и реставрации, зачастую начиная с XVIII века.

Это затрудняет не только анализ пигментов, но и смешивает оригинал с последующими ингредиентами. Применяемая художниками берлинская лазурь чувствительно реагирует на свет. В некоторых картинах она сильно поблекла или перешла в серый цвет.

Пигменты изучались неразрушающими методами с использованием комплементарной комбинации оптической микроскопии, микрорентгеновского флуоресцентного анализа и оптической спектроскопии в режиме отражения.

В некоторых случаях для получения сечений и проведения инфракрасной спектроскопии были отобраны образцы из красочных слоев с внешних краев или краев лака.

https://www/pinterest.ru/pin/136304326208669786
https://www/pinterest.ru/pin/136304326208669786

Первоисточники и выводы

Берлинская лазурь впервые упоминается в письме Иоганна Леонарда Фриша (1666-1743) на имя президента Королевской академии наук Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716) от 31 марта 1708 г. Пигмент был также важной темой в других письмах их переписки между 1708 и 1716 годами.

Существует значительная путаница в отношении даты открытия. Учебники и энциклопедии часто указывают 1704 год в этом контексте. Однако источник этой даты не указан.

Харли предлагает предполагаемую дату открытия между 1704 и 1707 годами. В своем письме от 31 марта 1708 года Фриш писал, что уже заработал немного денег на пигменте. Это говорит о том, что открытие должно было произойти до 1708 года. Пигмент, однако, не упоминается в его письмах к Лейбницу от 1706 и 1707 годов.

Представляется возможным, что этот период времени включает в себя день открытия и процесс тайного эксперимента с целью разработки готового к продаже продукта.

Согласно Бергеру, берлинская лазурь, вероятно, была впервые синтезирована Иоганном Якобом Дисбахом в 1706 году в Берлине. Вскоре после этого, не позднее 1708 года, Иоганн Леонгард Фриш начал продвигать и продавать пигмент по всей Европе.

Пигмент сначала получил название "Preussisch Blau", а в ноябре 1709 года был переименован в "Berlinisch Blau".

Пигмент был принят художниками гораздо раньше, чем предполагалось ранее, что подтверждается рядом примеров. На сегодняшний день картина Питера ван дер Верффа "Могила Христа" (картинная галерея, Сансучи, Потсдам, 1709 г.) является старейшей известной картиной, в которой используется берлинская лазурь.

Примерно в 1710 году прусские придворные художники, такие как Песне, Жерике, Манёки и Вайдеманн, уже использовали этот пигмент в удивительно больших масштабах. Примерно в то же время берлинская лазурь прибыла в Париж, где Ватто, а затем и его преемники Ланкрет и Патер использовали ее в своих картинах.

-3