Найти в Дзене

Жена - собственность мужа?

Проблема домашнего насилия одна из самых актуальных в современном мире. Активно обсуждается вопрос: не слишком ли строг закон к женщине, убившей своего мужа, защищая себя и детей?

С древних времён женщина имела намного меньше прав, чем мужчина. «Жена – собственность мужа», – таков был постулат семейных отношений. Бить жену не считалось преступлением. В Соборном Уложении 1649 года нет статьи, определяющей наказание мужу за убийство жены. Зато есть параграф 14 статьи 22, предписывающей казнить женщину, убившую мужа, путём закапывания живьём в землю по шею.

«А будет жена учинит мужу своему убийство или окормит его отравою, а сыщется про то допряма: и за то ее казнити — живую окопати в землю и казнити ее такою смертью безо всякия пощады, хотя будет убитого дети или иные кто ближние роду его того не похотят, что ее казнити; а ей отнюдь не дати милости и держати ее в земле до тех мест, покамест она умрет».
Источник: https://yandex.ru/images/
Источник: https://yandex.ru/images/

Была ли это самооборона, останутся ли сиротами дети, настаивают ли на наказании родственники убитого – значения не имело. Женщину казнили, чтоб другим неповадно было.

Примечательный случай подобной казни мужеубийцы произошел в Вологде в декабре 1659 г.

Крестьянка Корнильева монастыря Агриппина удавила мужа своего, за что была подвергнута казни путём закапывания живой в землю по шею. Закапали женщину в час дня. Далее события развивались удивительным для того времени образом.

Несмотря на жестокость средних веков, когда ценность человеческой жизни была ничтожна, людям не чуждо было сострадание. Вологжане посчитали такое наказание слишком суровым и встали на защиту несчастной. Земский староста и священники решили остановить казнь, но понимая, что тем самым нарушат существующий закон, сначала составили челобитную – прошение о помиловании на имя Царя и обратились за советом к архиепископу Вологодскому Маркеллу.

Cвятитель Маркелл, игумен Соловецкий, архиепископ Вологодский и Белозерский Источник: https://www.booksite.ru/civk/Sw-88.html
Cвятитель Маркелл, игумен Соловецкий, архиепископ Вологодский и Белозерский Источник: https://www.booksite.ru/civk/Sw-88.html

Маркел призвал в соборную церковь губных старост (представитель для суда по уголовным делам), показал им челобитную и попросил до царского указа женщину, пока живая, раскопать. и под арест посадить.

Таким образом, через пять часов (на дворе декабрь) казнь была остановлена: не дожидаясь царского указа, горожане выкопали несчастную полуживую Агриппину и поместили в тюрьму, поступив вопреки закону.

Эта история стала известна благодаря статье вологодского краеведа Н Суворова. Он нашёл и опубликовал челобитные вологжан и архиепископа Маркелла, адресованные Царю Алексею Михайловичу. Земский староста от лица жителей города и архиепископ просят Государя простить их за самоуправство, помиловать Агриппину и разрешить ей уйти в монастырь.

Понимая, что нарушил Соборное Уложение и теперь рискует своим положением, архиепископ написал ещё несколько писем царскому духовнику и боярам, у которых просит заступничества перед царём.

Невероятно для того времени: такая шумиха из-за простой крестьянки, жизнь которой гроша ломаного не стоит! Неужели дело только в простом человеческом сострадании и христианском милосердии? Подробности убийства в документах не описаны, но, видимо. знали люди какие-то такие особенности семейной жизни Агриппины, которые заставили в большей степени сочувствовать ей, а не убитому. Рискнём предположить, что нередко в припадке пьяной ярости бил мужик смертным боем жену и детей, да и соседям доставалось от дебошира.

Потрясающий пример, когда общественность встала на защиту убийцы, руководствуясь чувством справедливости.

Источник: Суворов Н. И. Казнь мужеубийцы в Вологде в декабре 1659 года / Н. И. Суворов // Вологодские губернские ведомости. – 1859. – Неофициальная часть. – № 51. – С. 429-432.