Общая информация.
Адские пикинеры (Los infernos picadors) - именно так прозвали испанцы польских улан, которые в составе армии Наполеона в 1808 году, участвовали в осаде Сарагосы, в боях при Осера и Туделе и вписали свое имя в историю кавалерии атакой у Сомосьерры. В XIX веке считалось, что "слово улан aзиатcкого происхождения и по-тaтapcки значит молодец. В армии Тамерлана было несколько полков отборной конницы, однообразно одетой и вооруженной пиками с флюгерами. Татары, поселившиеся в Литве и Польше и составлявшие иногда конные иррегулярные ополчения для службы польским королям, сохраняли и свое прежнее название уланов, которое было от них перенято Пoлякaми. В последствии польское правительство стало формировать у себя регулярные конные полки того же наименования, где наряду с татарами служили «по кaпитyляции» и лица польско-литовского происхождения; a, так как Пoльcкaя нация первая в Европе усвоила себе этот новый род кавалерии, то уланы и признавались повсюду национальным польским войском, которое со временем было перенято у них другими государствами" (Крестовский В. Уланы цесаревича Константина. Русский вестник, 1875).
Вооружение.
Вооружение польских улан было вполне стандартным. Они имели сабли легкокавалерийскго образца, как сейчас сказали бы, "разных производителей" - прусских, австрийских, французских и даже русских образцов. Были и французские драгунские палаши. Огнестрельное оружие было представлено кавалерийскими карабинами и кавалерийскими пистолетами. Отличительной особенностью улан были пики длиной 2,65 м. Флюгер на пике был в форме "хвоста ласточки" и имел цвета соответствующего полка. Пика в тот период только входила "в моду" и была, фактически только у улан и казаков. При этом следует отметить, что пики поляков были немного короче казачьих. Уланы ездили на лошадях, рост которых в холке был 142 - 153 см (а, к примеру, польские кракусы, которых часто называли "польские казаки), имели лошадей ростом не более 141 см). Для сравнения, французский кирасир имел лошадь ростом 155 - 160 см.
Владение пикой.
Умение владеть пикой было главным отличием улан. Любопытное описание того, с каким мастерством поляки владели пикой, можно встретить в романе С. Жеромского "Пепел", написанном в 1902 - 1903 годах: Молодой улан Кшиштоф Цедро "очень ловко выделывал ею (пикой) все maniements (приемы), вольты и пируэты и в схватках обнаружил хорошую выучку. В горах, окружавших Сарагосу, он прежде всего научился на всем скаку поддевать на пику простых мужиков, а теперь упражнялся в приемах борьбы с регулярной конницей. Уже тогда он был непобедим в обычном приеме по команде "На руку!" — выбить противника из седла, в атаках по команде "En-avant-pointez!" (Вперед, коли!), в отражении ударов слева и справа, в предательских, жестоких и неотразимых ударах в тыл или в бок. Под Туделой он научился у своего ментора Гайкося еще только самым трудным приемам нападения, ударам par le moulinet (круговым), наносимым сверху, над головой, когда солдат между пальцами легко держит пику и вся сила удара сосредоточена в одном указательном пальце. Это были молниеносные легкие удары в лицо, переносицу, в горло врагу, вернее - врагам. Гайкосю каждый день представлялась возможность показывать ученику, как раздавать эти "щелчки" в окружении неприятеля. Для того чтобы поучиться, попрактиковаться и показать пример, они вдвоем или втроем бросались в самую гущу испанской конницы, гверильясов или регулярной пехоты сразу же после залпа, когда те еще не успевали перезарядить ружья. На своих татарских конях уланы врезались на всем скаку в толпу испанцев. Они не боялись ни штыка, ни сабли. Искусство боя с противником, который во сто раз превосходил их численностью, заключалось в том, чтобы достать испанца острием пики и, на расстоянии шести локтей от своей груди, сокрушить его. Испанский солдат, чтобы нанести удар, должен был приблизиться к улану на два-три шага. Свистел значок пики, сверкало ее острие, и вскоре улан расчищал себе круг. Около троих всадников получалось три свободных круга, а первый прорыв играл такую же роль, как первая брешь в крепостной стене. Под Туделой можно было наблюдать в это время поистине небывалые картины. Батальоны испанской пехоты и эскадроны конницы, как ватага ребятишек, бросались врассыпную перед горсточкой улан, мчавшихся на них во весь опор".
Для моих поляков нет ничего невозможного!
С этими словами 30 ноября 1808 года Наполеон бросил гвардейский эскадрон польских улан (около 200 кавалеристов) в атаку на четыре последовательно стоящие испанские батареи, закрывавшие ему движение на Мадрид в горах Гвадаррамы у прохода Сомосьерры. Из-за узости прохода атака проводилась в колоне по четыре. Поляки доказали, что император был прав: одной атакой они взяли все четыре батареи. Мужество и отвага польских кавалеристов ценилась Наполеоном: именно поляки сопровождали императора во время его бегства из России. Поляки ответили ему преданностью - они были фактически последними солдатами, оставшимися верными Наполеону до момента его отречения. Впрочем, бесстрашие улан имело свои пределы: в ходе кампании в России уланы, не разобравшись в сумерках, атаковали неподвижно стоявших русских кирасир, но, как писал очевидец, "когда пики почти зазвенели о кирасы", атакующие, поняв, что налетели на гораздо более сильного противника, почти мгновенно развернулись и бросились под защиту французских кирасир. Впрочем, это были не польские, а голландские уланы. Но и польским уланам в России не повезло. Лишь небольшие остатки их полков вернулись из похода.
О том, как оценивали пику специалисты XIX века, вы можете прочитать здесь.
О том, как оценивали пику в руках казака враги, вы можете прочитать здесь.
О том, как уставы XVIII и XIX веков оценивали исход боя между кирасиром и гусаром, вы можете прочитать здесь.
Мы продолжим публикации материалов об оружии и тактике боя разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!