Найти тему
Fantasystorm

Связь археологии и фольклора

Хотя археология и фольклор часто изучаются и рассматриваются сегодня как отдельные сферы человеческой деятельности, они имеют тесные связи, не в последнюю очередь проявляющиеся в установлении и воспроизводстве различных обычаев и традиций благодаря археологическим работам.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD-4573578/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD-4573578/

Часто утверждается, что фольклорные рассказы об археологических объектах возникают тогда, когда были утрачены прежние знания об этих объектах, хотя подобные мнения считаются слишком поверхностными, поскольку фольклор вытекает из конструктивного взаимодействия с объектами в конкретных условиях, а не из незнакомых объяснений.

Значение археологических раскопок для многих людей хорошо выражено в фольклоре, предупреждающем о (обычно сверхъестественном) возмездии за вторжение на территорию или вандализме. Такой фольклор можно считать формой профилактической консервации, поскольку многие объекты могли бы быть разрушены, если бы такие суеверия не существовали, а уничтожение памятников привело бы также к преследованию разрушителя со стороны местной общины.

Таким образом, существует тесная связь между объектами и социальными группами, возникающая в результате развития фольклора, которая не обязательно ограничивается верованиями и суевериями, но может также представлять более широкие мировоззрения, такие как представления о времени, которые археологи могут не замечать или игнорировать. Получается, что связь между археологическими объектами и фольклором очевидна в повседневном сознании и опыте определенных групп, однако археологи зачастую маргинализируют, если так можно выразиться, изучение этого вопроса.

Археология и фольклор, как отдельные дисциплины, претерпели бурные взаимоотношения на протяжении двух последних столетий. Однако в свое время эти два предмета не были столь разрозненны, как сегодня. Действительно, между шестнадцатым веком и началом девятнадцатого они были одним и тем же, охваченным исследованием - Народные древности.

Взаимосвязь между археологией и фольклором с середины 19 века приблизительно отражает "три века" взаимодействия истории и фольклора в Британии, однако развитие этих двух дисциплин проходило по схожим направлениям, особенно в области теоретических разработок и присвоения обоих предметов политиками и другими социальными группами для легитимизации идентичности, прав на землю и других националистических программ.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BA%D0%BE%D1%80-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD-%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%BD%D0%B0-1257084/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BA%D0%BE%D1%80-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD-%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%BD%D0%B0-1257084/

Народные древности

Параллельное изучение материалов того, что впоследствии станет "археологией" и "фольклором", началось по крайней мере с 15 века такими людьми, как Джон Русс, хотя средневековый интерес к останкам прошлого очевиден в таких событиях, как раскопки монахами в аббатстве Гластонбери тел предполагаемых короля Артура и Гвиневры в 1191 г.

Священники часто связывали мегалитические памятники с библейскими и классическими персонажами, подтверждая эти предания, связывая их с особенностями ландшафта, а также демонстрируя монополию "официального" прошлого членов католической церкви.

Во времена правления Генриха восьмого произошли изменения в том, как прошлое собиралось, фиксировалось и распространялось, и эти изменения можно рассматривать как результат "потери и потрясения" в результате распада. Уничтожение известных монастырских памятников (и социальных и религиозных систем) побудило "ученых" записать в летопись эти и другие памятники, отметив, что история больше не является достоянием монахов. Это и положило начало эре изучения "народных древностей".

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9-4524989/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9-4524989/

Этот термин не только обозначает предмет, представляющий интерес для нового типа историков - антикваров, но и подразумевает, что такая история больше не будет ограничиваться элитным религиозным классом.

Одним из первых систематических коллекционеров народных древностей был Джон Лиланд, королевский антиквар 1533 г., который опубликовал свои сборники в известных работах.

За Лиландом последовал Уильям Камден, чьи публикации побудили дворян и пругих собирать и сохранять древности. Камден работал по топографической методологии, начиная с римско-британской географии для изучения местной истории, используя "пеший тур" в качестве средства получения информации, посещения мест и опроса местного населения (крестьян). Таким образом, Камден создал основу для работы - краеведческую историю и метод наблюдения - литературное и устное исследование в сочетании с подробным описанием ландшафта.

Такая практика проведения исследований отражает мнение о том, что популярные древности выходят за рамки физических останков прошлого, и что устные традиции и другие обычаи, связанные с древними памятниками и предметами, можно встретить также и у живых людей.

Изучение народных древностей и изменение взглядов на историю привело к тому, что крестьяне и их традиции представляли собой остатки далекого прошлого, одновременно комментируя настоящее и внося свой вклад в его развитие. Хотя некоторые из обычаев были отвергнуты как "грубые" или "вульгарные", другие оказали определенное влияние на интерпретацию мест и ландшафтов и, следовательно, на историю страны.

Наука
7 млн интересуются